Мария Коломыченко
Владислав Новый
27.07.2015

Федеральная таможенная служба (ФТС) ведет проверку по факту продажи в России нелегально ввезенных часов Apple Watch.

С соответствующей жалобой на интернет-магазины в "Яндекс.Маркете" обратилась Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Крупнейшие продавцы электроники признают, что серые поставки могут ударить по спросу на Apple Watch, официальный старт продаж которых запланирован на этой неделе всего в 20 российских магазинах.

АКИТ попросила руководителя ФТС Андрея Бельянинова проверить законность продажи Apple Watch интернет-магазинами, представленными в выдаче "Яндекс.Маркета" (копия письма есть у "Ъ"). Авторы отмечают, что Apple еще не начала продажи "умных" часов в РФ, но они уже представлены в выдаче "Яндекс.Маркета". Заказать можно прямо через агрегатор, минуя сайт продавца. "Это означает, что "Яндекс" получает доход от реализации товаров, ввезенных с нарушением Таможенного законодательства РФ",— говорится в обращении. "В России действует национальный принцип исчерпания прав на товарный знак. Без согласия правообладателя ввоз и продажа товаров на территории страны запрещены статьей 1487 Гражданского кодекса РФ. Товарный знак Apple внесен в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности",— пояснил "Ъ" исполнительный директор АКИТ Артем Соколов. АКИТ объединяет 16 компаний, в том числе партнеров Apple, среди которых "М.Видео", "Связной" и Re:Store.

В ФТС сообщили, что на основании полученной информации организована проверка, но ее итоги не комментируют. По словам Артема Соколова, АКИТ направляла аналогичные обращения в Apple и "Яндекс". "Apple выразила обеспокоенность нарушением действующего законодательства, от "Яндекса" реакции не последовало",— говорит он. В Apple комментарий не предоставили.

В "Яндексе" удивлены претензиям АКИТ. "Ассоциация не учитывает, что товарные агрегаторы не ведут самостоятельных продаж, а только рекламируют предложения интернет-магазинов. Некоторые агрегаторы дают покупателям возможность оформить заказ на товар без перехода на сайт магазина, но это не делает агрегатор участником купли-продажи",— заявила представитель "Яндекса" Ася Мелкумова. Она утверждает, что "Яндекс" не получал претензий ни от госорганов, ни от Apple, добавляя: "Рекламодатели, размещающие рекламу Apple Watch на "Яндекс.Маркете", предоставили данные, что Apple Inc. еще в марте оформила все необходимые документы для продажи устройства Apple Watch на территории РФ, о чем есть сведения в реестре сертификатов соответствия Таможенного союза".

Претензия к "Яндекс.Маркету" необоснованна, соглашается партнер юридической фирмы "Кульков, Колотилов и партнеры" Олег Колотилов. "Сам "Яндекс.Маркет" ничего не продает и не осуществляет ввод в оборот на территории России Apple Watch. Что касается магазинов, то в отношении них, в зависимости от конкретных обстоятельств, может ставиться вопрос о незаконном ввозе товаров на территорию страны без согласия правообладателя",— поясняет юрист.

По данным Strategy Analytics, во втором квартале Apple продала 4 млн "умных" часов и заняла 75,5% мирового рынка, ее ближайший конкурент компания Samsung реализовала 400 тыс. часов. Россия попала в четвертую волну поставок Apple Watch. Официальные продажи часов стартуют 31 июля в местном онлайн-магазине Apple, в ЦУМе и у российских партнеров Apple — Re:Store, iPort и C-Store — всего примерно в 20 магазинах Москвы и Петербурга.

По словам представителя "Связного" (управляет C-Store) Марии Заикиной, продажи Apple Watch подстегнут развитие сегмента носимой электроники в России: в 2014 году было продано около 250 тыс. "умных" устройств, в 2015 году может быть трехзначный рост. Она отмечает, что серые продавцы не могут обеспечить должный уровень обслуживания покупателя и гарантию качества. Кроме того, ввоз электроники такими игроками сейчас не дает ценового преимущества в силу кросс-курсов валют, уверяет Мария Заикина. Так, стоимость официальных Apple Watch будет составлять от 23,99 тыс. руб. В "Яндекс.Маркете" цены начинаются от 21,7 тыс. руб.

Представитель Samsung Яна Рожкова признает, что компания страдает от схем серого импорта, которыми пользуются ряд российских интернет-магазинов. "Наши юристы инициировали дела против двух магазинов, но это как борьба с ветряными мельницами: закроешь один — появится два других",— отмечает она. Глава Acer в России Денис Кутников добавляет, что существовала "отличная практика", когда ряд маркетплейсов давали верифицированному производителем продавцу знак качества. Это, по словам топ-менеджера, позволяло покупателю быть уверенным и в происхождении товара, и в надежности продавца, но "в погоне за выгодой от такой практики отказались".