Елизавета Серьгина
01.07.2015

Розничный проект "Телефон.ру" решила возродить МТС, рассказали "Ведомостям" два человека, знакомых с несколькими менеджерами оператора.

По их словам, речь идет о возвращении бренда и строительстве новой розничной сети с нуля; это ответ "Вымпелкому" и "Мегафону", которые фактически контролируют продажи контрактов в двух крупнейших розницах – "Евросети" и "Связном". "Телефон.ру" должен стать аналогом "Связного" и "Евросети", утверждают собеседники "Ведомостей", – ориентироваться на продажу трубок и контрактов, а не на обслуживание абонентов.

МТС планирует продавать в салонах "Телефон.ру" не только свои контракты, но и контракты "Т2 РТК холдинга" (бренд Tele2) – партнеру обещана хорошая доля в продажах, знают собеседники "Ведомостей". Человек, близкий к "Т2 РТК", подтверждает: компания получила предложение, переговоры – в продвинутой стадии, но контракт еще не подписан. По его словам, "Т2 РТК" интересует в первую очередь Москва – с "Телефон.ру" обсуждается именно московский контракт. Он знает также, что в Москве у "Телефон.ру" на первых порах будет около 200 салонов.

Один из знакомых менеджеров МТС рассказывает, что в федеральной сети "Телефон.ру" будут тысячи салонов, МТС будет соперничать со "Связным" и "Евросетью".

Представитель МТС Дмитрий Солодовников создание розницы на базе "Телефон.ру" не комментирует. Человек, близкий к МТС, говорит, что окончательное решение начать проект еще не принято.

В 2009 г. МТС пригласила 13 топ-менеджеров "Связного" во главе с Сергеем Румянцевым – создавать розничный проект. За три года сеть салонов МТС разрослась с нескольких сотен до 3500 точек (сейчас – более 4200). В 2013 г. МТС заключила контракт со "Связным", но затем основным акционером "Связного" стал бизнесмен Олег Малис, человек, организовавший продажу "Евросети" "Вымпелкому" и "Мегафону", брат президента "Евросети" Александра Малиса, и на прошлой неделе "Связной" сообщил о разрыве отношений с МТС. Из недавнего отчета Merrill Lynch следует, что на "Связной" приходилось 15% продаж sim-карт МТС. Представитель МТС эту цифру не комментировал.

Аналитики "Ренессанс капитала" указывали, что из-за ситуации со "Связным" МТС скорее всего придется открыть больше собственных магазинов, а также увеличить комиссию для региональных дилеров и продавать дотированные смартфоны, а это может негативно сказаться на маржинальности оператора. А переход "Связного" и "Евросети" под контроль конкурентов (прямой или косвенный) может оказаться для МТС опасным не только и не столько из-за продаж sim-карт, считает аналитик "ФК Открытие" Александр Венгранович: это крупнейшие сети, они могут контролировать вендоров, например предлагая им эксклюзивные контракты на продажу флагманских моделей смартфонов. Смартфоны генерируют огромный интернет-трафик, и если самые популярные модели будут продаваться с sim-картами конкурентов МТС, то в перспективе это может очень негативно сказаться на бизнесе оператора, заключает аналитик.

"Мегафон" приветствует конкуренцию в рознице и с интересом будет следить за появлением новой сети – тем более что домен Telephone.ru принадлежит именно ему, комментирует представитель оператора Алия Бекетова.

"Телефон.ру" закрылся из-за того, что его бизнес был убыточным, знает партнер одного из конкурентов МТС. Он считает, что вся собственная розница операторов нерентабельна, и сомневается в успешности розничного проекта под старым брендом.

В России около 25 000 розничных точек, где продаются контракты и гаджеты, в Москве их несколько тысяч и появление в городе еще 200 салонов с неизвестным потребителю брендом драматического влияния на конкуренцию не окажет, убеждена представитель "Связного" Мария Заикина. На запуск новой сети уйдет много времени и денег, предупреждает она: открытие обойдется минимум в 300 млн руб., а нужны еще маркетинговые вложения в узнаваемость бренда и привлечение трафика – достаточно дорогое упражнение, которое даст результаты в лучшем случае через несколько лет.

Представители "Т2 РТК холдинга", "Вымпелкома" и "Евросети" отказались от комментариев.