© ComNews
07.05.2015

МТС рассматривает возможность вывода на рынок услуги по управлению мобильными устройствами для сегмента М2М (M2M MDM) для своих корпоративных пользователей. Другие операторы тоже заинтересованы в реализации данного сервиса.

Об изучении информации о предоставлении клиентам ОАО "Мобильные ТелеСистемы" услуги управления мобильными устройствами для сегмента М2М (M2M MDM) говорится в документах, опубликованных на сайте Rostender.info. Предложения от разработчиков решений по данному запросу МТС будет принимать до 22 мая 2015 г. В дальнейшем по результатам ознакомления с полученными предложениями оператор примет решение о необходимости объявления процедуры закупки решения для реализации услуги M2M MDM.

Согласно документу, программно-аппаратный комплекс, позволяющий осуществлять управление мобильными устройствами (MDM - Mobile Device Management), должен осуществлять поддержку популярных мобильных М2М-терминалов (Centerion, Telit и др.), обеспечивать возможность создания произвольного списка команд на устройство в соответствии с используемым для данного гаджета протоколом управления или по SMS и т.д. Также разработчики решений должны будут предоставить МТС оценку стоимости внедрения минимально доступной для коммерческой реализации конфигурации платформы для вариантов In house и Revenue sharing и финансовую модель TCO исходя из прогнозных данных на пять лет. В рамках предложенного прогноза предполагается, что в 2016 г. услугой MDM для сегмента M2M должны пользоваться 30 тыс. клиентов, в 2017 г. - 70 тыс., а в 2020 г. - 250 тыс. подписчиков.

"МТС, как лидер рынка, постоянно изучает различные направления для развития бизнеса. У МТС сейчас более 3 млн SIM-карт задействовано в сегменте М2М. Доля корпоративных клиентов, которые пользуются услугой MDM, невелика. Это нишевое предложение, которое мы предоставляем по запросу", - сказал в беседе с ComNews руководитель направления по взаимодействию со СМИ МТС Дмитрий Солодовников. О каком именно количестве клиентов, пользующихся услугой MDM, идет речь, он не уточнил.

"Tele2 Россия" тоже заинтересована в реализации услуги MDM для сегмента M2M. "Учитывая нашу нацеленность на интенсивное развитие сегмента М2М, мы рассматриваем возможность запуска подобного сервиса", - отметил в беседе с ComNews представитель "Tele2 Россия". Когда именно компания планирует запустить подобный сервис, он не уточнил.

По словам руководителя по работе со СМИ и региональному взаимодействию ОАО "МегаФон" Татьяны Зверевой, компания внимательно следит за тенденциями развития М2М-рынка в России, так как у оператора уже более 2,5 млн М2М-абонентов. "Возможность внедрения систем подобного класса для корпоративных клиентов М2М-рынка прорабатывалась еще в прошлом году, но предварительный анализ показал, что в данный момент на рынке нет удовлетворяющей нас в полной мере системы управления М2М-устройствами. Поэтому мы выбрали другой путь: c одной стороны - профильная доработка существующей платформы управления SIM-картами (М2М-мониторинг), с другой - внедрение кастомизированных систем различного уровня под наши требования, от управляющих М2М-устройствами через апплеты на SIM-картах до создания вертикальных решений в отдельных сегментах М2М-рынка", - отметила в разговоре с репортером ComNews Татьяна Зверева.

Татьяна Зверева добавила, что в настоящий момент компания обсуждает с рядом поставщиков различные варианты совместной работы и прорабатывает возможность внедрения комплексной платформы управления М2М-устройствами.

ОАО "ВымпелКом" запустило в эксплуатацию облачный сервис управления мобильными устройствами еще в 2013 г. "Что касается MDM для сегмента M2M, то мы не видим на текущий момент тенденций к росту популярности и востребованности подобных платформ", - резюмировала пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева.

По словам исполнительного директора J’son & Partners Consulting Сергея Шавкунова, согласно данным международного агентства Berg Insight, мировой рынок решений M2M MDM вырастет с 450 млн евро в 2014 г. до $2,4 млрд в 2020 г. при среднегодовых темпах роста 32%. "Многие мобильные операторы используют как проприетарные (собственные) разработки, так и сторонние разработки вендоров. Популярность решений M2M MDM, а точнее необходимость их внедрения, связана с ожидаемым взрывным ростом устройств, способных обмениваться информацией в эру Интернета вещей", - добавил Сергей Шавкунов.

"Российский рынок включает трех основных игроков - операторов "большой тройки". Лидером в сегменте M2M в корпоративном сегменте является компания МТС, на которую приходится около половины рынка по количеству M2M SIM-карт. Как известно, еще в 2010 г. МТС совместно с "Энвижн Груп" запустила технологическую платформу "Ника" для телематических услуг. Однако и остальные операторы стремятся нагнать лидера. "ВымпелКом" в 2010 г. запустил решение "Центр управления M2M" на базе платформы Jasper Wireless. "МегаФон" в 2014 г. запустил услугу "M2M-Мониторинг". M2M-платформа развернута на базе программного продукта Peter-Service M2M", - продолжил Сергей Шавкунов.

По мнению сотрудников J’son & Partners Consulting, перспективы российского рынка решений M2M MDM связаны с выбором таких решений, которые в будущем смогут интегрировать как собственные приложения операторов, так и приложения других вендоров различных М2М-устройств. "Большинство этих услуг будет оказываться как облачные сервисы в общей экосистеме Интернета вещей. При этом в силу огромного разнообразия отраслевых сфер применения М2М-решений, операторы будут постепенно уходить от самостоятельного предоставления сервиса в сторону предоставления облачных платформ с требуемым функционалом для отраслевых партнеров", - считает Сергей Шавкунов.

По словам финансового аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, на текущий момент российский рынок M2M MDM находится в зачаточном состоянии. "По некоторым прогнозам, к 2016 г. количество пользователей M2M MDM в РФ составит лишь около 60-90 тыс. При этом, даже с учетом фокуса на корпоративном сегменте, ARPU такого рода абонентов будет сравнительно невысок из-за особенностей функционирования устройств, потребляющих трафик", - заметил Тимур Нигматуллин. Тем не менее аналитик добавил, что данный рынок в перспективе является одной из немногих точек роста для российских мобильных операторов. "Рост продаж разного рода M2M-устройств с поддержкой мобильных сетей будет способствовать росту мобильной абонентской базы и выручки от передачи мобильных данных", - продолжил Тимур Нигматуллин.

По его оценкам, среднегодовые темпы роста числа подключений М2М-устройств через сети мобильных операторов РФ до 2018 г. составят минимум 40% год к году. "В России на M2M MDM приходится около 10% всех подключений M2M. При этом в развитых странах, такого рода подключения, тем более в корпоративном сегменте, зачастую преобладают", - резюмировал Тимур Нигматуллин.