Российский смартфон разошелся в цифрах
Исследовательская компания GfK начала включать в свои отчеты данные по продажам смартфонов Yota Devices, рассказал "Ведомостям" сотрудник одного из вендоров и подтвердил менеджер крупного ритейлера.
Из этих отчетов ("Ведомости" ознакомились с ними) следует, что в декабре Yota Devices продала 436 смартфонов YotaPhone 2 и 227 штук YotaPhone первого поколения, в январе эти цифры составили соответственно 714 и 6 штук, рассказывают собеседники "Ведомостей". В GfK эти данные не комментируют: компания не раскрывает информацию по отдельным игрокам, говорит представитель исследовательской компании Наталья Игнатьева.
Только за декабрь в России было продано примерно 30 000 YotaPhone второго поколения, возражает представитель YotaDevices Лариса Погонина. Данные за январь компания не раскрывает. Человек, близкий к акционерам Yota Devices, ранее говорил о 70 000 проданных устройств за декабрь — январь.
Yota Devices начала продажи YotaPhone 2 в начале декабря по цене 32 990 руб., но с 23 декабря цена повысилась до 39 990 руб. Для их продвижения Yota Devices не использовала классические каналы — этих смартфонов нет в магазинах сотовой розницы. Изначально YotaPhone 2 продавались лишь в сети оператора Yota, интернет-магазине Yota Devices, а также в магазинах Ulmart, интернет-магазине Ozon.ru и сети по торговле медиапродукцией "Деликатесы стерео" (входит в "Азбуку вкуса"). С прошлой недели производитель договорился о продаже своих смартфонов в "Связном", но только в его онлайн-магазине.
Скорее всего, в отчете GfK представлены данные, полученные ею лишь из одного канала продаж — магазина Ozon.ru, предполагает Погонина. По ее словам, GfK использует данные только из тех каналов, с которыми сотрудничает, а из партнеров Yota Devices такие данные, по ее сведениям, может предоставлять только Ozon.ru. Представитель Ozon говорит, что данные GfK действительно "похожи на собственные продажи магазина". Представитель компании "СПСР-экспресс", которая занимается доставкой устройств, заказанных через собственный магазин Yota Devices, подтвердил, что только в декабре компания доставила около 20 000 аппаратов. В магазины оператора Yota производитель Yota Devices с декабря по февраль поставил 5109 смартфонов, при этом сети удалось продать около 3038 штук, следует из документов Yota Devices, с которыми ознакомились "Ведомости". Представитель "Деликатесов стерео" Андрей Голубков говорит, что этот магазин с декабря по февраль продал около 2000 устройств.
О том, сколько YotaPhone 2 уже продано, могут косвенно свидетельствовать данные магазина Google Play: дело в том, что в нем отображается количество установок каждого приложения и есть отдельная полка с приложениями для Yota Devices. Новые приложения, доступные для устройств второго поколения российского смартфона, по данным Google, устанавливались не более 10 000 раз. К числу таких приложений относится, например, YotaHub. Google не раскрывает детальную статистику по установкам, говорит его представитель. Погонина отмечает неточность счетчиков. Во-первых, они обновляют данные об установках не в реальном времени, во-вторых, округляют данные. Кроме того, по ее словам, счетчики не учитывают необновленные версии приложений, которые, например, оказались установлены в телефоне по умолчанию, или обновленные в составе пакетов обновлений (например, обновление прошивки телефона).
Какими бы ни были продажи YotaPhone 2, их результаты не стоит сравнивать с результатами продаж известных мировых производителей или с признанными в России B-брендами, имеющими широкий модельный ряд, говорит представитель "Связного" Мария Заикина. Этот смартфон, по ее мнению, остается нишевым гаджетом. Объемы продаж такого устройства вряд ли должны измеряться десятками тысяч, но он пользуется определенной популярностью у любителей технических новинок, для которых необычность гаджета является одним из ключевых критериев при выборе смартфона, считает Заикина. Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что данные, заявленные Yota Devices, "запредельно далеки от реальных". Он говорит, что основной аудиторией устройств остаются российские чиновники и их знакомые. "Высокая цена устройства просто не позволяет ему на равных конкурировать с другими B-брендами", — заключает Муртазин.