Рубль против B-брендов
По итогам первых девяти месяцев 2014 г. смартфоны B-брендов заняли 46% российского рынка умных телефонов в натуральном выражении и 24% в денежном, следует из материалов "Связного".
За год доля B-брендов в продажах увеличилась на 20 п. п., в выручке — на 10 п. п., отмечает его представитель Мария Заикина. Деление на A-бренды и B-бренды сейчас очень условно, правильнее делить бренды на старые и новые, отмечает исполнительный вице-президент "Евросети" Виктор Луканин. За три квартала 2014 г. доля новых брендов в продажах смартфонов выросла с 26 до 46%, а в выручке — с 14 до 24%, посчитал он. На B-бренды приходится 2/3 проданных "Вымпелкомом" в III квартале 2014 г. смартфонов и примерно 1/3 выручки от продаж умных телефонов, отмечает его представитель Анна Айбашева.
По мере роста проникновения B-брендов (в целом более дешевых) средняя стоимость смартфонов в России падала: по расчетам "Связного", в январе — сентябре 2014 г. смартфон в России стоил в среднем 8260 руб. (на 17% меньше, чем за тот же период 2013 г.). Но в 2015 г. из-за девальвации рубля цены на B-бренды скорее будут только расти и приблизятся к крупным международным брендам (А-брендам), прогнозирует представитель "М.видео". Из-за этого, а также из-за уменьшения спроса доля В-брендов немного сократится, не исключает он. В-брендам будет сложнее преодолеть изменения на рынке, чем крупным производителям, у которых есть достаточные финансовые инструменты, объясняет представитель "М.видео". Скорее всего, к концу 2015 г. многие из В-брендов могут уйти, не исключает он.
Большинство смартфонов B-брендов стоят меньше 5000 руб., и их приобретают на замену обычным мобильным телефонам — поэтому доля B-брендов продолжит расти, не согласна с ним Заикина. В 2015 г. продажи смартфонов B-брендов вырастут за счет привлекательной цены, надеется представитель "Мегафона" Татьяна Зверева, а брендированные устройства "Мегафона" могут расти быстрее рынка за счет специальных предложений оператора. Изменение цен на бюджетные смартфоны в России пока составило не больше 300 руб., говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.
Локальные компании сталкиваются со сложностями в сбыте из-за повышения цен, а также с проблемами с финансированием новых заказов на фабриках и теряют долю рынка, утверждает директор по корпоративным продажам в Восточной Европе Mediatek (в аппаратах B-брендов используются в основном чипсеты его разработки) Алим Полях. При резком повышении валютного курса компании уходят в минус, вынуждены сильно повышать цены, ухудшая продажи и накапливая запасы, а фактическое закрытие кредитования ставит некоторые компании на грань выживания, предупреждает он. Если курс рубля стабилизируется на текущем уровне, можно ожидать существенного подорожания в I квартале 2015 г., прогнозирует Полях. По его мнению, затем цены начнут снижаться из-за удешевления компонентов и выхода новых, более доступных чипсетов для 3G и LTE. "Мы ожидаем ощутимое снижение средней стоимости смартфонов в России в долларовом эквиваленте и небольшое увеличение в рублевом — пользователи будут отдавать предпочтение более доступным устройствам", — считает Полях.
На место ушедших смартфонов B-брендов могут прийти новые игроки, считает представитель "М.видео". Возможно, неизвестные в России или известные крайне мало китайские компании, не исключает партнер нескольких B-брендов. На российском рынке в 2014 г. новые игроки появлялись и исчезали чуть ли не ежеквартально и исключать подобной ситуации в 2015 г. нельзя, считает Заикина.
Кризис всегда переформатирует рынок, давая шанс новым игрокам, отмечает Полях. Многие компании из Китая и Индии уже активно инвестируют в российский рынок напрямую или через партнеров: несмотря на кризис, Россия по-прежнему крупнейший рынок Восточной Европы, заключает он.
Рентабельность российского B-бренда в рублях — около 20%, а курс доллара за последние три месяца вырос более чем на 40%, говорит партнер нескольких таких компаний. В такой ситуации закупать смартфоны в Китае и продавать их в России — значит работать себе в убыток, констатирует он.