© ComNews
29.08.2014

Несмотря на борьбу операторов с бесплатной раздачей SIM-карт, распространение последних на улицах Москвы продолжается. Сотовые компании винят в этом дилеров, те своей вины также не признают.

С подобными прецедентами на протяжении последних нескольких месяцев сталкивались корреспонденты ComNews. На днях одному из них у станции метро "Красносельская" предложили SIM-карту от ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) с 100 руб. на счете. В пакет с картой был вложен незаполненный абонентский договор. Аналогичным образом в Москве распространяются SIM-карты ОАО "ВымпелКом".

Операторы о бесплатных раздачах SIM-карт знают и пытаются с этим бороться. "Мы приветствуем ужесточение правил розничной торговли для уличных стоек, которое произошло с 1 января 2014 г., и предпринимаем усилия для того, чтобы эффективно бороться с дилерским фродом. Раздача SIM-карт - это очевидный случай дилерского фрода, он требует разбирательств", - подчеркнул в беседе с ComNews руководитель направления по взаимодействию со СМИ МТС Дмитрий Солодовников.

"ВымпелКом" как законопослушная компания не практикует раздачу или продажу SIM-карт без паспорта. В данном случае налицо нарушения со стороны дилеров", - вторит ему пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева.

"Распространение SIM-карт у станций метро в нестационарных торговых объектах незаконно. Все дилеры являются нашими агентами по заключенным агентским договорам. Согласно им дилеры обязаны заключать договоры об оказании услуг связи только в разрешенных законодательством местах и надлежащим образом заполнять и регистрировать договоры с абонентами, в частности проверять и включать в договоры паспортные данные абонентов", - отметила в беседе с ComNews пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Олеся Яременко.

"Tele2 Россия" не раздает SIM-карты бесплатно и оформляет контракты на подключение к сети компании в соответствии со всеми требованиями российского законодательства, в свою очередь сказала пресс-секретарь этой компании Ирина Рыбакова. "С недобросовестными дилерами Tele2 последовательно и активно борется", - резюмировала она в разговоре с репортером ComNews.

"Мы тоже концентрируемся на качественном обслуживании и продажах. Уже 50% всех новых контрактов продается в собственных салонах МТС по всей России, остальную часть продаж обеспечивают крупные локальные и федеральные дилеры", - кивает Дмитрий Солодовников. В целом за первое полугодие 2014 г. абонентская база МТС выросла на 7,2%, до 110,12 млн абонентов.

Дилеры также стараются помогать операторам в искоренении бесплатной раздачи SIM-карт на улицах Москвы и других городов. "Такая проблема есть, к сожалению. Мы этим не занимаемся. Мы с такими дилерами боремся совместно с операторами, выявляя такие точки и сообщая операторам", - заверил репортера ComNews член совета директоров, совладелец группы компаний "Максимус" Мераб Усейнашвили.

По словам PR-директора "Евросети" Ульяны Смольской, случаи раздачи SIM-карт являются инициативой недобросовестных частных дилеров. "В салонах "Евросети" оформление SIM-карт происходит только по паспортным данным запросившего данную услугу абонента", - подчеркнула Смольская.

Другой ритейлер, "Связной", тоже подчеркивает, что не занимается бесплатной раздачей SIM-карт. "Подобным образом могут продвигать свои услуги игроки, которые не хотят инвестировать в физическую розницу и создавать комфортные условия покупки для клиентов", - резюмировала руководитель пресс-службы группы компаний "Связной" Мария Заикина.

Установить, кто несет ответственность, можно только расследовав ситуацию, сказал в беседе с ComNews генеральный директор юридической компании "Зуйков и партнеры" Сергей Зуйков. "Если оператор в дилерском контракте позволяет и даже стимулирует дилера к таким раздачам, то, вероятнее всего, ответственность будет обоюдной. Если же дилер делает это самостоятельно, то, возможно, отвечать будет он, но для чего это ему нужно - непонятно. Денег за подключение дилер не получает, он может иметь только бонусы от оператора за активацию абонентов", - рассуждает Сергей Зуйков.

По его мнению, раздачу инициировали противники внесения в законодательство поправок о предоставлении доступа к Wi-Fi в общественных местах, чтобы показать несостоятельность таких изменений.

"Практика раздачи SIM-карт не нова - это уже, скорее, инерция той маркетинговой активности, которой "грешили" операторы и дилеры в период активных войн за абонентов в 2010-2012 гг. Сейчас операторы действительно стараются привлекать "качественных" клиентов, так как заинтересованы, чтобы они оставались в сети подольше, а не выкидывали SIM-карту после использования предоплаченной суммы, - в свою очередь отметил в разговоре с репортером ComNews ведущий аналитик телекоммуникации и медиа ОАО "Газпромбанк" Сергей Васин. - Большую часть дилеров перевели на принципиально другую схему комиссии, когда размер комиссии зависит не от количества проданных SIM-карт, а от среднего счета абонента, подключенного этим дилером. Такая практика существует уже пару лет".

Тем не менее, как полагает аналитик "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин, бесплатные раздачи SIM-карт несущественно влияют на бизнес операторов. "Думаю, что эффект будет неоднозначным. Впрочем, в любом случае, резко возрастет показатель оттока абонентской базы, если такие продажи будут расширяться", - заключил Нигматуллин в беседе с ComNews.