Леонид Коник, главный редактор группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
24.05.2014

Возможность перехода абонента из одной мобильной сети в другую с сохранением телефонного номера (mobile number portability, MNP), которая де-юре возникла в России 1 декабря 2013 года, на деле полноценно не реализована до сих пор. И в лучшем случае все шероховатости в работе MNP будут устранены к началу 2015 года.

Это выявилось в ходе международного форума MVNO & MNP Russia 2014, организованного ComNews Conferences в Москве 15 мая. К 1 декабря прошлого года операторы связи, как они и предупреждали законодателей и регулятора, не успели реализовать принцип MNP (в значительной степени из-за запоздалого появления нормативной базы). Поэтому российское правительство вынужденно перенесло запуск полноценного MNP на 8 апреля текущего года, назвав срок с 1 декабря по 7 апреля "переходным периодом". Однако по состоянию на середину мая 2014 года даже к базе данных перенесенных номеров (БДПН) подключились не все сотовые компании. По данным Центрального НИИ связи (ЦНИИС), который является оператором БДПН, идентификационные данные (логины/пароли) для доступа к БДПН получили 55 сотовых компаний, а с учетом принадлежности к холдингам получилась цифра менее 30. Эти данные включают и виртуальных сотовых операторов (MVNO), которых к БДПН подключилось лишь пять из нескольких десятков.

Однако для полноценной работы MNP подключения даже всех до единого сотовых операторов к БДПН недостаточно. Мобильный телефон давно превратился в информационный терминал для третьих сторон, прежде всего – ​для банков и платежных систем. Для того чтобы SMS от них корректно доставлялись на перенесенные номера, и банки, и системы электронных платежей также должны подключиться к БДПН. Но, по данным ЦНИИС, пока что из 29 российских операторов электронных платежных систем к базе подключились четыре (Сбербанк России, Русславбанк, "Национальные кредитные карточки" и банк "Новый символ"), а из 88 операторов электронных денежных средств – ​13. Столь малое количество финансовых структур, подключенных к БДПН, означает, что до большинства перенесенных номеров не дойдут ни текстовые сообщения от системы "SMS-банк", ни платежи. У ЦНИИС и сотовых компаний нет способов заставить финансовые структуры присоединиться к БДПН, а многие банки и системы электронных денег даже не подозревают о такой необходимости. Да и недешевая, говорят, процедура (ЦНИИС не публикует тарифы на подключение к БДПН).

Все это, а также слабая информированность массового пользователя привела к малому количеству перенесенных номеров. К 22 мая 2014 года общее количество заявок на перенос номера в России не достигало 430 тыс., а перенесенных номеров – ​245 тыс. Оценив эту динамику, Аналитический центр при правительстве РФ прогнозирует, что к концу текущего года количество заявок на перенос номера составит около 2,1 млн, а реально перенесено будет 1,5 млн номеров. Иными словами, за первый год работы MNP в России провайдера сотовой связи сменят 0,63‑0,99 % абонентов. При этом накануне запуска MNP тот же Аналитический центр предрекал, что за первые один-два года возможностью сохранить номер при переходе из одной сотовой сети в другую воспользуется 24‑36 млн подписчиков. Таким образом, прогноз превысил реальные цифры в 11‑24 раза.

Но посыпать голову пеплом рано. В большинстве стран мира, где запускалась MNP, количество переходов в первый год составляло около 0,5 % совокупной абонентской базы, пик смены операторов приходился на второй и третий годы (2‑3 % подписчиков ежегодно), а с четвертого года и далее из сети в сеть ежегодно переходит менее 2 % пользователей услуг мобильной связи. Например, в Бразилии, близкой к России и по населению (около 200 млн человек), и по проникновению услуг мобильной связи (свыше 100 %), и по ландшафту рынка (четыре федеральных сотовых оператора и десятки региональных), с момента запуска MNP в сентябре 2008 года сеть поменяли 23 млн абонентов, и по сей день ежемесячно от одного оператора к другому перебегает 400 тыс. подписчиков.

Российские сотовые компании, которые при обсуждении законодательства о переносимости мобильных номеров говорили о необходимости инвестировать в реализацию MNP сотни миллионов долларов (и недвусмысленно намекали, что эти затраты приведут к повышению тарифов), теперь признают, что отделались гораздо более скромными вложениями. Так что удорожания мобильной связи в РФ из-за запуска MNP ждать не приходится.

О том, что MNP в России будет востребована, говорит и активное появление MVNO. В ситуации более чем 160 %-ного проникновения в России услуг сотовой связи новых абонентов можно только переманить из других сетей, и возможность сохранения телефонного номера – ​большое подспорье. Виртуальный оператор "Связной Мобайл" за первые пять месяцев работы подключил 300 тыс. абонентов и каждый месяц наращивает абонбазу на 60‑80 тыс. человек. Еще один новичок рынка MVNO, ООО "Мобилюкс" (сеть WhyFly), обслуживает уже более 30 тыс. подписчиков и имеет ARPU в 3‑4 раза выше, чем у "большой тройки". МТТ, запустивший MVNO-проект Aiva Mobile, за первый год намерен подключить 100 тыс. абонентов.

MNP себя еще проявит.

Журнал "Стандарт" № 5 (136), май 2014