Развлечения оцифровываются. Доходы российских медиа сместятся в онлайн
Вслед за дисками с кино, музыкой и компьютерными играми падение продаж затронет также тиражи российских газет и журналов, которые в ближайшие годы начнут зарабатывать на интернет-подписке, следует из прогноза PwC. Цифровизация затронет даже наружную рекламу, которая перейдет на новые видеоформаты.
Российский рынок развлечений и СМИ в 2013 году вырос на 10% и занял 12-е место в мире с объемом $27 млрд, следует из доклада, представленного вчера PwC. В первой тройке - США, Япония и Китай; в ней они, по прогнозу, останутся и через пять лет. А вот Россия поднимется на одно место, обогнав Австралию: среднегодовые темпы роста рынка в России (9,5%) вдвое превышают глобальные показатели.
Самый быстрорастущий сегмент развлекательной индустрии в России - интернет-реклама. При этом и баннерная, и контекстная реклама, по мнению PwC, будут расти примерно одинаковыми темпами - в среднем на 18,4% в год, до $1,163 млрд в 2018 году, и на 17%, до $3,139 млрд, соответственно. В целом по расходам на рекламу лидером останется телевидение. На этом рынке рост будет обеспечиваться, в частности, за счет новых международных рекламодателей, в том числе в рамках крупных спортивных мероприятий - чемпионата мира по футболу 2018 года и этапа "Формулы-1", который начнут проводить в России с октября 2014 года. Аналитики указывают на развитие онлайн-сервисов крупнейших телеканалов, однако на их долю даже через пять лет будет приходиться лишь около 3% рекламной выручки вещателей.
Крупнейший сегмент рынка развлечений - платный доступ в интернет - сохранит двузначные темпы роста. При этом уже по итогам 2014 года мобильный доступ впервые обгонит по выручке фиксированный: с $4,143 млрд против $3,963 млрд. К 2018 году разрыв только увеличится - до $8,441 млрд против $4,84 млрд. Двузначные темпы роста сохранят также сегмент платного телевидения и киноиндустрия. Последняя - в том числе за счет онлайн-видео, обороты которого вырастут с $156 млн в 2013 году до $554 млн в 2018-м.
Продажи видео на физических носителях будут снижаться в среднем на 1,8% в год - до $81 млн в 2018 году. Оборот музыкальных дисков за эти же пять лет и вовсе упадет примерно в 12 раз - с $37 млн до $3 млн. Продажи дисков с компьютерными играми снизятся примерно в четыре раза - с $216 млн до $56 млн. Наконец, книгоиздательский рынок, несмотря на рост электронного сегмента, будет терять в среднем по 3,6% в год, сократившись к 2018 году до $1,207 млрд. "Россияне просто меньше читают, а доходы от онлайн-книг не могут компенсировать падение продаж печатных",- объясняет партнер PwC Наталья Яковлева.
Кроме того, в 2013 году после зафиксированного годом ранее роста начала снижаться выручка от распространения физических копий газет (на 1%, до $901 млн) и журналов (на 10%, до $393 млн). В ближайшие пять лет среднегодовое падение в этих сегментах будет достигать 0,7% и 2,8% соответственно. Компенсировать эти потери, по оценке PwC, способна продажа подписки на электронные версии изданий: у газет этот рынок за пять лет вырастет с $8 млн до $52 млн, у журналов - с $30 млн до $213 млн. Журнальный рынок также ждет резкое перераспределение рекламных доходов: выручка от рекламы в бумажных версиях упадет с $603 млн до $439 млн, а в сети - вырастет с $132 млн до $473 млн.
В электронный сегмент начнет смещаться даже наружная реклама. Этот рынок в России находится в выигрышном положении из-за отсутствия у потребителей энтузиазма по отношению к более современным видам рекламы, в частности в интернете, указывает PwC. При этом выручка от традиционных носителей, как, например, билборды, будет падать на 11% в год и к 2018-му сократится на 45%: с $1,241 млрд до $679 млн. В то же время доходы от размещения цифровых форматов (видеоэкраны, медиафасады, видеопанели и пр.) будут расти на 56% в год - с $105 млн до $971 млн.