"ВымпелКом" играет вдолгую
В 2013 г. операционная выручка "ВымпелКома" выросла на 2% и достигла 289,9 млрд руб., сервисная выручка в мобильном сегменте поднялась на 1% - до 229 млрд руб. В IV квартале 2013 г. все эти показатели снизились. Аналитики дают негативный прогноз на 2014 г., но надеются на положительные сдвиги в компании через один-два года.
Показатель EBITDA поднялся за год на 1% - до 121,4 млрд руб., однако в IV квартале упал на 6% и составил 28,4 млрд руб. Операционная выручка за три последних месяца 2013 г. снизилась на 4%, до 70,6 млрд руб., сервисная выручка в мобильном сегменте - на 2%, до 56,2 млрд руб. (главным образом, за счет единовременных списаний в IV квартале 2013 г.).
Абонентская база оператора выросла на 1% и достигла 56,5 млн пользователей. Из них абоненты мобильного сегмента составляют 3,1 млн – их стало больше на 18%. Средняя выручка на абонента (ARPU) в мобильном сегменте за IV квартал стала меньше на 4%, снизившись до 327 руб.
В фиксированном сегменте общая выручка поднялась на 4% по результатам квартала (до 12,5 млрд руб.) и на 3% - по итогам года (до 50 млрд руб.). Выручка фиксированного ШПД по итогам квартала осталась практически на прежнем уровне – 3,1 млрд руб., по результатам года выросла на 8% - до 12,6 млрд руб. Число абонентов фиксированного ШПД в IV квартале уменьшилось на 3% и сейчас составляет 2,3 млн, ARPU фиксированного ШПД увеличилось на 1% - до 451 руб.
В 2013 г. соотношение капитальных затрат (CAPEX) к выручке увеличилось с 18% до 20% в результате роста инвестиций в сеть мобильной передачи данных (число БС увеличилось на 40% по России, на 190% - в Москве) и развитие монобрендовых салонов, количество которых выросло в три раза. В 2014 г. "ВымпелКом" прогнозирует этот показатель на уровне 22%.
Аналитик Газпромбанка Сергей Васин называет результаты "ВымпелКома" в 2013 г. ожидаемо слабыми. "У компании проблемы с ростом в России, качество сети отстает от конкурентов, и, похоже, абоненты голосуют за качество рублем", - отмечает он.
С тем, что показатели оператора по выручке "нельзя назвать выдающимися по сравнению с конкурентами", согласился и аналитик MFX Broker Сергей Некрасов. Эти цифры, на его взгляд, говорят о слабом приросте абонентов компании, который наблюдается вместе со снижением среднего дохода на абонента в 4%.
На взгляд Некрасова, в целом показатели компании неплохи, но для ее развития и привлечения инвесторов требуются более высокие результаты.
Прогноз Сергея Васина на 2014 г. не очень утешительный: компания не ждет роста ни выручки, ни EBITDA. В то же время он связывает определенные надежды с последующим периодом. "Сейчас "ВымпелКом" активно меняет подходы к ведению бизнеса в России и на Украине, и я надеюсь, что на горизонте одного-двух лет мы увидим положительные сдвиги в компании", - подчеркивает аналитик.
В январе ОАО "ВымпелКом" представило новую стратегию, рассчитанную на три года, которая направлена на изменение образа компании в глазах пользователей (см. новость ComNews от 20 января 2014 г.). Для этого оператор займется развитием сети, оптимизирует тарифную линейку, повысит прозрачность услуг, в том числе введя жесткие правила для контент-провайдеров, и улучшит качество обслуживания клиентов. При этом планируемые финансовые показатели и желаемую численность абонентской базы оператор не раскрывает.
На взгляд генерального директора компании Михаила Слободина, уже в 2015 г. она сможет компенсировать нынешние минусы плюсами, которые будут связаны со "здоровой" абонентской базой, ростом потребления услуг и уменьшением оттока абонентов. "Если будем крайне последовательны в этом вопросе, то в 2016 г. уже получим дивиденды", – отмечал ранее топ-менеджер.
Он подчеркивал, что стратегия рассчитана на длительный срок и предполагает "серьезное изменение подходов и целеполагания", в том числе у акционеров. Теперь они делают ставку не на "короткие" деньги, а на инвестиции в будущее, говорил Михаил Слободин. "То, что мы делаем, удерживает долю рынка в стабильном положении, когда в определенной степени приходится отказываться от части доходов. Наша доходная база будет кардинально лучше, здоровее и эффективнее", – резюмировал топ-менеджер.
Выручка другого участника "большой сотовой тройки", ОАО "МегаФон", в 2013 г. увеличилась на 9,1%, до 297 млрд руб., на фоне роста доходов от мобильной передачи данных и усиления сегмента розничного бизнеса (см. новость ComNews от 6 марта 2013 г.). Чистая прибыль оператора за прошлый год по сравнению с 2012 г. выросла на 16,3% и составила 51 млрд руб. Показатель OIBDA "МегаФона" за 2013 г. составил 132 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2012 г. на 13,2%. Рентабельность OIBDA в 2013 г. выросла до 44,6% с 43,0% в 2012 г.
Оператору удалось нарастить и абонентскую базу - теперь "МегаФон" обслуживает 70,1 млн пользователей, из которых 25,2 млн в этом году воспользовались услугой мобильной передачи данных, что на 20,1% выше показателя аналогичного периода 2012 г. Показатель ARPU компании за прошлый год вырос на 2,8% и составил 328 руб.
Капитальные затраты "МегаФона" в прошлом году увеличились на 4,2% и составили 15,9% от всей выручки (47 млрд руб.). Чистый долг "МегаФона" на 31 декабря 2013 г. составил 103 млрд руб.
Третий федеральный сотовый оператор, ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), еще не оглашал результаты за IV квартал и весь 2013 г.
-
20.02.2014"ВымпелКом" задумался о будущем
-
06.03.2014"МегаФон" с пользой провел год