Российские бренды смартфонов наращивают долю рынка
В 2013 году локальные бренды смартфонов по темпам роста продаж в России заметно опередили крупнейших мировых производителей. Быстрее всего росли поставки аппаратов российских торговых марок.
За первые девять месяцев 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. продажи смартфонов ряда российских локальных брендов (B-брендов) в натуральном выражении выросли на сотни процентов. Это следует из отчета GfK, выдержки из которого оказались в распоряжении "Ведомостей". Подлинность отчета подтвердили сотрудники трех компаний — ее клиентов.
Из отчета следует, что в январе — сентябре 2013 г. по сравнению с первыми девятью месяцами 2012 г. сильнее всего — почти в 24 раза — выросли продажи смартфонов Explay. На втором месте по темпам роста продаж оказались смартфоны, которые под своим брендом реализует "Мегафон", — за год их продажи увеличились почти в 18 раз. Третье место занял Highscreen, торговая марка дистрибутора портативной электроники "Вобис компьютер": он продемонстрировал почти 5-кратный рост продаж (в своем отчете GfK впервые присвоила ему отдельную позицию).
За первые девять месяцев 2013 г. Explay, Highscreen и "Мегафон" вместе заняли чуть более 6% российского рынка смартфонов (для сравнения: доля рынка HTC — 6,8%). В январе — сентябре 2012 г. на "Мегафон" и Explay вместе приходилось менее 0,5% рынка, на Highscreen приходилось еще примерно 0,5%.
Оценка GfK слишком консервативна: в январе — сентябре 2013 г. в России было продано не 147 000, а около 350 000 смартфонов Highscreen. Таким образом, реальная доля бренда — 2,5%, утверждает близкий к компании источник.
По оценке "Связного", продажи Explay выросли почти в 22 раза (продано около 300 000 смартфонов). Такой рост отчасти проявился на фоне низкой базы (продажи смартфонов Explay начались только в 2012 г.), но его темпы роста превышают показатели конкурентов, выходивших на рынок примерно в тот же период и в тех же условиях, говорит представитель "Связного" Мария Заикина.
По данным GfK, более чем в 4 раза (на 336%) выросли продажи брендированных устройств и другого российского сотового оператора — МТС. Представитель МТС Дмитрий Солодовников объясняет это, в частности, хорошими продажами смартфона МТС 970: по его словам, в августе и сентябре 2013 г. аппарат занимал первое место по продажам смартфонов в России. Данные GfK это подтверждают.
При этом за первые девять месяцев 2013 г. первая тройка поставщиков смартфонов на российский рынок не претерпела изменений — Samsung, Apple и Nokia вместе занимают 52,6% рынка. Однако годом ранее их суммарная доля достигала 70%.
Высокие темпы роста продаж смартфонов B-брендов представитель "М.видео" Антон Пантелеев объясняет их активностью в сегменте бюджетных смартфонов. Эти бренды доминируют в сегменте смартфонов стоимостью 3000-5000 руб. и вытесняют классические мобильные телефоны, напоминает он. Соответственно, уменьшается доля А-брендов смартфонов, которые в бюджетном сегменте пока менее активны, отмечает Пантелеев. Для покупателей, ориентирующихся на ценовую категорию ниже 10 000 руб., ценность бренда менее важна, чем соотношение "цена — качество".
Представитель "Мегафона" Юлия Дорохина также отмечает хорошее соотношение цены и качества в смартфонах B-брендов. По ее словам, в розничной сети оператора смартфоны под брендом "Мегафон" занимают 3-е место по продажам после Samsung и Nokia. Доля смартфонов "Мегафон" в его розничной сети салонов за первые девять месяцев 2013 г. выросла в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., говорит Дорохина.
Для покупателей, ориентирующихся на ценовую категорию ниже 10 000 руб., ценность бренда менее важна, чем соотношение "цена — качество", считает директор департамента закупок "Евросети" Алексей Широков.
Представители GfK отказались от комментариев.
В отчете GfK отражен явно заметный даже рядовому потребителю рост брендов второго эшелона, говорит гендиректор Explay Эдуард Ващенко. Вся первая тройка лидеров по части темпов роста — российские бренды, отмечает он. В абсолютных показателях они демонстрируют не самые впечатляющие результаты, однако если доля B-бренда за год увеличилась на 1500%, а доля одного из крупнейших А-брендов возросла менее чем на 40% или даже упала, это говорит о многом, считает Ващенко. По его мнению, производителям второго эшелона в предельно короткий срок удалось поколебать позицию А-брендов и заставить оглядываться на себя. "Поэтому даже компании уровня Samsung вынуждены корректировать стратегию работы на российском и других развивающихся рынках как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе", — подчеркивает Ващенко.
Объем рынка смартфонов растет, но число участников при этом ощутимо не выросло, отметил коммерческий директор "Вобис компьютера" Михаил Чернышов. Еще пару лет назад пользователь был вынужден практически безальтернативно покупать смартфоны ведущих мировых производителей и, таким образом, оплачивать заложенные в цену крупные траты на рекламу и маркетинг, говорит он. Сейчас B-бренды дают свободу выбора, когда потребитель волен выбирать, что для него важнее: покупка устройства известного бренда или приобретение модели с сопоставимыми характеристиками по гораздо более скромной цене, рассуждает Чернышов.
Также он признает, что качество продукции B-брендов за последнее время заметно выросло: в 2011-2012 гг. количество поломок таких устройств, которые исправлялись по гарантии, было в несколько раз больше, чем у А-брендов. А сейчас и у A-, и у B-брендов уровень гарантийных отказов редко превышает 5-7%, утверждает Чернышов.