© ComNews
17.10.2013

По итогам III квартала 2013 г. абонентская база ГПКС по спутниковому ШПД приблизилась к 3 тыс.

Об этом вчера на XVIII Ежегодной конференции операторов и пользователей сети космической связи и вещания в России заявил глава ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) Юрий Прохоров. Сервис спутникового Интернета в Ка-диапазоне ГПКС в партнерстве с компаниями AltegroSky, "Радуга-Интернет", StarBlazer и HeliosNet начало предоставлять в прошлом году.

По предварительной оценке ComNews Research, из общего числа абонентов только приблизительно 1,7 тыс. являются физическими лицами. При этом около 60% частных абонентов подключила компания AltegroSky, в тройку лидеров вошли также "Радуга-Интернет" (более 17%) и HeliosNet (порядка 13%).

"При внедрении спутникового широкополосного доступа в Интернет есть несомненное преимущество перед мобильным ШПД - возможно развертывание услуги практически где угодно. Также в случае Ка-интернета сейчас стоимость комплектов уже сравнялась со стоимостью смартфона, что может сделать услугу более привлекательной для абонента, при условии, что качество у сервиса высокое. При этом относительная дороговизна спутникового ШПД по сравнению с мобильным Интернетом представляет для оператора проблему в том случае, если он не проработал свой бизнес-кейс. В случае развития Ка-интернета операторам надо четко представлять, что они хотят сделать и как, и тогда это будет иметь нужный экономический эффект", - отметил Юрий Прохоров.

По словам руководителя исследовательского направления ComNews Research Евгения Евдокименко, мобильный ШПД на сегодня - это более чем на 90% дополнительная услуга к фиксированному ШПД. "Более того, в наиболее ресурсоемких приложениях пользователи мобильных устройств, как правило, применяют широкополосный фиксированный канал, подключаясь к нему по технологии Wi-Fi, - пояснил репортеру ComNews Евгений Евдокименко. - Спутниковый ШПД - это, как правило, замещение наземных каналов ШПД. Спутниковый ШПД главным образом используется тогда, когда фиксированный и мобильный ШПД отсутствуют или не удовлетворяют по параметрам качества".

По словам генерального директора ГК AltegroSky Сергея Пехтерева, результат ГПКС вполне хорош, особенно с учетом того, что операторам спутникового ШПД приходится конкурировать с мобильными операторами. "Показатель ГПКС говорит о том, что спрос на услугу есть и надо его развивать", - подчеркнул в разговоре с репортером ComNews Сергей Пехтерев.

"Немаловажным фактором положительной динамики развития этого сегмента стало изменение политики работы ГПКС в плане формирования тарифов на услугу: теперь межоператорские расчеты идут по арендуемой на транспондере полосе, а не по переданному трафику, как это было ранее, по стандартной схеме взаимодействия для KA-Sat, - отметила в беседе с ComNews первый заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ООО "РуСат" Светлана Шабалина. - Таким образом, пользователям стали доступны безлимитные тарифы без ограничения трафика, а у операторов появилось больше возможностей для различных способов продвижения услуги, без необходимости ориентироваться на европейские тарифы".

Однако, по мнению Шабалиной, темпы подключения услуги спутникового Интернета в Ка-диапазоне будут ограничены территорией оказания услуги - на сегодняшний день она предоставляется через спутник Ka-Sat, а на Россию приходится только четыре луча этого аппарата, и пропускная способность емкости, работающей через эти лучи, позволит обслужить около 70 тыс. абонентов.

В марте "РуСат" запустил в коммерческую эксплуатацию услугу двустороннего спутникового Интернета для частных пользователей под маркой KiteNet (см. новость ComNews от 19 марта 2013 г.).

"Сравнивать KiteNet с проектом ГПКС не совсем корректно, поскольку мы сейчас не работаем в Ка-диапазоне и территория предоставления нашей услуги намного шире - это практически вся Россия. Могу сказать одно: запуск KiteNet стал отправной точкой для развития российского рынка двустороннего спутникового ШПД, наш результат – 825 активных пользователей за три первых месяца работы, и мы продолжаем двигаться дальше, наращивая абонентскую базу", - подчеркнула Светлана Шабалина.

За первый год работы компания планирует привлечь 5,3 тыс. абонентов, а через три года расширить базу до 20 тыс. абонентов. "Такое ограничение по количеству не случайно - мы оттолкнулись от объема спутникового ресурса, на котором можем предоставлять абонентам действительно качественные услуги", - отметила Шабалина. KiteNet развернут на базе спутника "Ямал-402", который был запущен в конце 2012 г. компанией "Газпром космические системы" (ГКС). "РуСат" законтрактовал на нем четыре транспондера Ku-диапазона.

По ее мнению, с вводом в эксплуатацию российских спутников, работающих в Ка-диапазоне, начнется новый виток развития этого сегмента, предполагающий рост подключений и усиление конкуренции между VSAT-операторами.

Статьи по теме