"Экспресс-МД1" отошел в мир иной
В минувшие выходные был захоронен спутник связи и вещания "Экспресс-МД1", запущенный в 2009 г. и вышедший из строя месяц назад. В 2008 г. также был утерян казахский KazSat-1, чья платформа была взята за основу при проектировании МД1. При запуске МД1 оценивался в 1,1 млрд руб., страховые выплаты за него могут составить 750 млн руб.
О прекращении эксплуатации аппарата с 21 августа в пятницу заявила пресс-служба Россвязи. Представитель ведомства Владимир Калинин уточнил порталу ComNews, что спутник уводится для предотвращения возможных столкновений.
Оператор спутника - ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) - не предоставил подробных разъяснений. Отказался от комментариев и представитель ОАО "Ингосстрах", где был застрахован спутник. В то же время источник в отрасли, знакомый с ситуацией, сообщил, что экспертная комиссия, расследующая июльский инцидент, завершила работу. Официально решение о признании аварии страховым случаем еще не принято.
По его словам, уже можно сделать заключение, что спутник не будет функционировать дальше, однако необходимо полностью прояснить ситуацию и отсечь лишние гипотезы. "Пока есть предварительный отчет. Данных телеметрии достаточно, с этим надо глубоко работать", - уточнил собеседник ComNews.
На взгляд источника, окончательное решение может появиться уже на днях. Если потребуется дополнительная экспертиза, она займет не больше месяца.
Источник заметил, что выплаты ГПКС за спутник как имущество, по предварительным данным, составят более 750 млн руб. Еще около 100 млн насчитывает потеря выручки – здесь страхователем выступают компании, арендовавшие емкость аппарата. Третья составляющая договора, ответственность перед третьими лицами, была застрахована при запуске.
Захоронение спутника, по информации собеседника ComNews, должно было завершиться в эти выходные.
Согласно официальному уведомлению ГПКС, адресованному "Ингосстраху", авария на "Экспресс-МД1", расположенном в точке 80° в.д., произошла в четверг, 4 июля, в 12.32 мск (см. новость ComNews от 9 июля 2013 г.). Принадлежащий "Космической связи" аппарат перешел в режим неориентированного полета из-за отказа в обмене информацией бортовой цифровой вычислительной системы и комплекса, управляющего двигателями-маховиками. В результате прервалась трансляция телевизионных программ "Первого канала", "России 1", "Культуры" и "Пятого канала" на Центрально-Европейской части России и в Уральском регионе, где проживает около 117 млн человек.
"В первые же минуты после прекращения вещания сработала система экстренного переключения, созданная РТРС, и трансляция телеканалов пошла по резервным системам", - указывалось в официальном сообщении Минкомсвязи (см. новость ComNews от 8 июля 2013 г.). В качестве резервного канала были использованы мощности другого КА группировки ГПКС - "Экспресс-АМ33", расположенного в точке 96,5° в.д.
"По резервной схеме сейчас передается сигнал "Первого канала" и "России 1" для 94% населения, проживающего в зоне охвата спутника", - уточнял руководитель пресс-службы ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) Игорь Степанов. Около 75% принимали передачи "Пятого канала". Наиболее сложная ситуация складывалась с вещанием канала "Культура" и региональными трансляциями выпусков местных новостей.
После проведенных испытаний было принято решение о замене "Экспресса-МД1" на "Ямал-202", принадлежащий ОАО "Газпром космические системы" (см. новость ComNews от 11 июля 2013 г.). Итоговая схема обеспечит прием "Первого канала", "России 1", "Культуры" и "Пятого канала" и позволит сохранить в полном объеме местное вещание региональных филиалов ВГТРК, заверяло Минкомсвязи.
Основные объекты вещания переведены на прием телесигнала с "Ямала-202" в течение 10 июля. В полном объеме трансляция возобновилась в течение двух недель. Эти сроки обусловлены тем, что было необходимо вручную переориентировать антенны на более чем 1 тыс. объектов РТРС в труднодоступных малых населенных пунктах.
Помимо телевещания пострадали магистральные спутниковые каналы сотовых операторов. "Нарушение ориентации спутника привело к незначительным потерям спутниковых каналов, которые в настоящий момент переводятся на резервные маршруты", - информировала пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. "Там, где это необходимо, мы переводим трансляцию на резервные каналы", - добавляла пресс-секретарь ОАО "МТС" Ирина Агаркова.
При запуске спутника также официально сообщалось о том, что его мощности будут использованы для "решения задач подвижной президентской и правительственной связи". От комментариев по этому вопросу представители пресс-службы Минкомсвязи в пятницу уклонились, сославшись на отсутствие соответствующей информации.
"Экспресс-МД1" создан московским ГКНПЦ им. Хруничева. На момент запуска в феврале 2009 г. это был первый малый спутник связи и вещания, появившийся на вооружении ГПКС. За его основу была взята та же платформа, что и для казахского спутника KazSat-1, который был потерян осенью 2008 г. Четыре года назад Алексей Остапчук, на тот момент генеральный директор ГПКС, сообщил ComNews, что ГКНПЦ им. Хруничева внес много доработок в платформу малого космического аппарата. "МД1 - это уже не KazSat, а совершенно другой аппарат, с иными ПО и полезной нагрузкой", - подчеркивал Алексей Остапчук. Полезную нагрузку для "Экспресс-МД1" поставила франко-итальянская фирма Thales Alenia Space (TAS) в лице подразделения в Италии (см. новость ComNews от 12 февраля 2009 г.).
Спутник был запущен с космодрома Байконур вместе со средним "Экспресс-АМ44". Для вывода спутников на орбиту применялась ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" (оба - производства ГКНПЦ им. Хруничева).
Запуск и первый год эксплуатации на орбите АМ44 и МД1 были застрахованы двумя компаниями: "Ингосстрах" (70%) и "Согаз" (30%). При расчете страховой премии "Ингосстрах" исходил из стоимости спутника "Экспресс-АМ44" на уровне 1,8 млрд руб., а "Экспресс-МД1" - 1,1 млрд руб. Таким образом, общая стоимость двух спутников составляет около 2,9 млрд руб., а страховая премия по ним достигает 500 млн руб.
-
12.02.2009ГПКС стрельнуло дуплетом
-
08.07.2013"Экспресс-МД1" свалился
-
09.07.2013"Экспрессу-МД1" ищут замену
-
11.07.2013Клиентов "Экспресса-МД1" выручит "Ямал-202"