Рис. Дарьи Лютцау
Даниил Сидоров
© ComNews
08.07.2013

Авария на спутнике "Экспресс-МД1" привела к сокращению вещания на Урале и в центре России нескольких центральных телеканалов в пакете РТРС и ряда региональных телекомпаний. По сведениям ComNews, спутник завертелся, связь с ним потеряна.

Согласно официальному сообщению пресс-службы Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи), авария на "Экспресс-МД1", расположенном в точке 80° в.д., произошла в четверг, 4 июля, в 13.37 мск. Принадлежащий ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) КА вышел из-под контроля центра управления в связи с нарушением ориентации антенн. В результате прервалась трансляция телевизионных программ Первого канала, "России 1", "Культуры" и "Пятого канала" на Центрально-Европейской части России и в Уральском регионе, где проживает около 117 млн человек.

"В первые же минуты после прекращения вещания сработала система экстренного переключения, созданная ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС), и трансляция телеканалов пошла по резервным системам", - указывается в официальном сообщении Минкомсвязи. В качестве резервного канала были использованы мощности другого КА группировки ГПКС - "Экспресс-АМ33", расположенного в точке 96,5° в.д. "Все федеральные проекты, естественно, резервируются. Это касается и пакета РТРС", - уточняет представитель ГПКС.

"По резервной схеме сейчас передается сигнал "Первого канала" и "России 1" для 94% населения, проживающего в зоне охвата спутника", - уточняет руководитель пресс-службы РТРС Игорь Степанов. Около 75% принимает передачи "Пятого канала". Наиболее сложная ситуация сложилась с вещанием канала "Культура" и региональными трансляциями выпусков местных новостей.

До 19.00 мск в четверг специалисты ГПКС пытались оперативно реанимировать спутник, однако стало ясно, что быстро проблему решить не удастся. На состоявшемся в четверг совещании с участием главы Минкомсвязи Николая Никифорова, представителей ГПКС, РТРС, "Первого канала", ВГТРК и "Пятого канала" были обсуждены варианты переключения каналов на постоянные резервные схемы трансляции. Существует техническая возможность использования как "Экспресс-АМ33", так и свободные мощности на спутниках "Ямал-201" и "Ямал-300", принадлежащих ОАО "Газпром космические системы" (ГКС). Связаться с представителями ГКС в пятницу не удалось. "При выборе спутников определяющей станет консолидированная позиция телеканалов", - заверил репортера ComNews представитель пресс-службы министерства.

"Перевод подавляющего большинства зрителей на новую постоянную резервную схему вещания может быть произведен в течение суток. Это будет примерно 90% населения в проблемной зоне. Еще 8% населения будет охвачено вещанием по новой схеме в течение 10 дней. По остальным территориям процесс перевода может занять от одного до трех месяцев. Сроки связаны с необходимостью изменить позиции спутниковых антенн на почти 2,5 тыс. наземных вышек, многие из которых находятся в отдаленных районах и где перенастройка антенн требует сварочных работ. Но совсем без телевидения даже в отдаленных районах граждане не останутся, так как авария на спутнике не затронула вещание НТВ, "России 2" и "России 24", - уведомляет пресс-служба Минкомсвязи. Структура вещания НТВ, в частности, построена на основе спутниковой сети с использованием четырех спутников: "Ямал-200", ABS-1, Astra 1F и "Экспресс-АМ3".

Помимо телевещания пострадали магистральные спутниковые каналы сотовых операторов. "Нарушение ориентации спутника привело к незначительным потерям спутниковых каналов, которые в настоящий момент переводятся на резервные маршруты", - информирует пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. "Там, где это необходимо, мы переводим трансляцию на резервные каналы", - добавляет пресс-секретарь ОАО "МТС" Ирина Агаркова. При запуске спутника также официально сообщалось о том, что его мощности будут использованы для "решения задач подвижной президентской и правительственной связи". От комментариев по этому вопросу представители пресс-службы Минкомсвязи в пятницу уклонились, сославшись на отсутствие соответствующей информации.

Что именно случилось со спутником, ни в Минкомсвязи, ни в ГПКС не раскрывают. "Никаких комментариев до получения официальных результатов мы давать не будем, да и никто не даст", - заверил репортера ComNews представитель пресс-службы ГПКС.

"Спутник застрахован. Любое лишнее слово может вызвать ненужные осложнения в отношении страховых выплат", - неофициально поясняет источник ComNews знакомый с стиуацией. "Никто не будет ничего говорить. Эксперты гарантировали срок безотказной службы в пять лет. Он отработал только четыре. Одно неосторожное высказывание может повлечь отказ страховых компаний", - кивает еще один источник, знакомый с ситуацией. "Экспресс-МД1" на 100% застрахован в "Ингосстрахе".

"По договору, они должны присылать нам отчеты обо всем случившемся, чтобы мы не узнавали о происходящем "из прессы", - пояснил вице-президент ОСАО "Ингосстрах" Александр Подчуфаров. – Пока нам известно то же, что и всем, то есть практически ничего – официального уведомления ГПКС нам пока не присылало. Думаю, в понедельник нас ознакомят с данными телеметрии, мы пообщаемся со специалистами, и тогда уже можно будет говорить предметно".

По данным источника ComNews, знакомого с ситуацией, "Экспресс-МД1" завертелся и "свалился" с точки стояния, связь с ним потеряна. "Не вижу пока трагедии, - заверил репортера ComNews Александр Подчуфаров. – У нас были случаи с "Ямалами", был KazSat. Спутники сваливались, месяцами не выходили на связь, а потом через полгода начинали нормально работать. Повторюсь, надо дождаться более точных данных".

"Если жив бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) и он откликается на команды с Земли, то все еще поправимо, - рассуждает генеральный директор VSAT-оператора AltegroSky Сергей Пехтерев. - Ловить, возможно, придется, и долго, особенно, если он вращается не в одной  плоскости, но это только вопрос мозгов и умения – правильно рассчитать импульсы для последовательного выравнивания, – а с мозгами пока, вроде бы, у ГПКС проблем не было. Другое дело, сколько после этих включений у него останется рабочего тела".

"99% за то, что реанимировать его не удастся", - категоричен источник ComNews, знакомый с ситуацией. - Возможно, придется продумывать, как перевести часть емкости на спутники, готовящиеся к запуску". "При необходимости для обеспечения вещания эфирных каналов могут быть использованы емкости, зарезервированные под нужды второго мультиплекса цифрового телевидения. В настоящий момент ГПКС изучает вопрос о сроках запуска нового спутника, который должен заменить вышедший из строя космический аппарат", - указывается в официальном сообщении Минкомсвязи.

"Экспресс-МД1" создан московским ГКНПЦ им. Хруничева. На момент запуска в феврале 2009 г. это был первый малый спутник связи и вещания, появившийся на вооружении ГПКС. За его основу была взята та же платформа, что и для казахского спутника KazSat-1, который был потерян осенью 2008 г. Четыре года назад Алексей Остапчук, на тот момент генеральный директор ГПКС, сообщил ComNews, что ГКНПЦ им. Хруничева внес много доработок в платформу малого космического аппарата. "МД1 - это уже не KazSat, а совершенно другой аппарат, с иными ПО и полезной нагрузкой", - подчеркивал Алексей Остапчук. Полезную нагрузку для "Экспресс-МД1" поставила франко-итальянская фирма Thales Alenia Space (TAS), в лице подразделения в Италии (см. новость ComNews от 12 февраля 2009 г.).

Спутник был запущен с космодрома Байконур вместе со средним "Экспресс-АМ44". Для вывода спутников на орбиту применялась ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" (оба - производства московского ГКНПЦ им. Хруничева).

Кредит на производство новых спутников ГПКС получило в Сбербанке. По данным ComNews, часть стоимости двух новых спутников "Космической связи" компенсировало государство.

Запуск и первый год эксплуатации на орбите АМ44 и МД1 были застрахованы двумя компаниями: "Ингосстрах" (70%) и "Согаз" (30%). При расчете страховой премии "Ингосстрах" исходил из стоимости спутника "Экспресс-АМ44" на уровне 1,8 млрд руб., а "Экспресс-МД1" - 1,1 млрд руб. Таким образом, общая стоимость двух новых спутников составляет около 2,9 млрд руб., а страховая премия по ним достигает 500 млн руб.