Даниил Сидоров
© ComNews
18.07.2013

Абонентская база "Tele2 Россия" в первом полугодии 2013 г. увеличилась на 7% по сравнению с I полугодием 2012 г., ARPU – на 4%, операционная выручка – на 13%. Темпы роста замедлились, но оператор все равно развивается быстрее конкурентов. 

Таковы финансовые итоги сотового оператора, объявленные вчера на пресс-конференции в Москве. Показатель EBITDA во II квартале составил 5,9 млрд руб., увеличившись на 11% с 5,4 млрд руб. За I полугодие 2013 г. он достиг 11,6 млрд руб. (в 2012 г. - 10,1 млрд). Рентабельность EBITDA при этом чуть уменьшилась – на 0,3% во II квартале. 

Во II квартале операционная выручка компании достигла 16,4 млрд руб. (14,6 млрд руб. за аналогичный период прошлого года), а за полугодие – 31,8 млрд (28,2 млрд в 2012 г.). А вот инвестиции в инфраструктуру и технологическое развитие сети (CAPEX) снизились на 39% – с 2,3 млрд руб. до 1,4 млрд руб. за квартал (соответственно 3,3 млрд и 2,9 млрд по полугодиям). 

Рост продемонстрировала и абонентская база "Tele2 Россия", которая увеличилась год к году на 7% и достигла 23,235 млн человек. При этом средняя выручка на одного абонента (ARPU) в рублевом исчислении выросла на 3%, составив 237 руб. (231 руб. за полугодие, рост на 4%). 

По словам генерального директора и президента компании Александра Провоторова, в 2012 г. рынок мобильной связи столкнулся с признаками возможной стагнации. Крупнейшие операторы одновременно показали квартальное снижение абонентской базы и замедление темпов выручки. "Это было видно по отчетам "большой тройки", - уточнил Провоторов. – При этом "Тele2 Россия" продолжала развиваться достаточно успешно". В частности, показатель оттока в I полугодии составил всего 27% - это самое низкое значение как в отрасли, так и в истории оператора, добавил он. 

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин обратил внимание на общее замедление темпов роста компании. Так, если в I полугодии 2012 г. выручка выросла на 15%, то в этом году – на 13%. Меньше стал и прирост абонентов: 7% против 10%. Небольшое снижение рентабельности, по мнению эксперта, выглядит не столь существенно. 

"В целом снижение темпов роста может быть сигналом продолжающегося замедления рынка, - согласился Либин. – При этом Tele2 растет быстрее рынка". Последний факт он связывает как с "эффектом низкой базы", так и с тем, что оператор, в отличие от "большой тройки", делает фокус на привлечении абонентов, так как работает по модели дискаунтера. 

Коллега Либина из агентства "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин смотрит на финансовые итоги "Tele2 Россия" более оптимистично. "Компании удается увеличивать абонентскую базу, несмотря на низкие темпы роста всего рынка, - подчеркивает он. – Оператор занимает четвертое место по данному показателю в России, между "ВымпелКомом" и "Ростелекомом". 

Прирост выручки на 13% Нигматуллин связывает с низкими ценами на тарифные планы. На его взгляд, также обращает на себя внимание низкий уровень капиталовложений за I полугодие 2013 г. - менее 9%, или 2,9 млрд руб. "Я не считаю это негативным моментом, так как основное конкурентное преимущество компании – именно низкие цены, а не ввод новых услуг и сервисов для абонентов", - солидарен он с мнением Сергея Либина. 

Согласно прогнозу оператора, на конец 2013 г. абонентская база Tele2 достигнет 23,5-23,7 млн человек, а выручка – 65 млрд руб. Показатель EBITDA составит около 23 млрд руб., капитальные вложения - 7 млрд руб.

"Мне кажется, этот прогноз слишком консервативный, - рассуждает Сергей Либин. – Думаю, что тенденции замедления продолжатся, но не так сильно".

Консервативность прогноза признает и сам оператор. По словам финансового и административного директора "Tele2 Россия" Людмилы Смирновой, в прогноз намеренно заложены минимальные значения показателей. 

"Tele2 Россия" – четвертый по величине оператор мобильной связи на российском рынке, работающий с 2003 г. Компания присутствует в 41 регионе из 83. В апреле 2013 г. она была полностью выкуплена у шведской группы Tele2 банком ВТБ.