Даниил Сидоров
© ComNews
25.02.2013

За минувший год рынок IP-телевидения рос интенсивнее, чем рынок кабельного ТВ: темп прироста составил 62% к 2011 г., тогда как сегмент КТВ вырос лишь на 3%. Рынок спутникового ТВ вырос почти на 20%, а проникновение платного ТВ в целом по итогам года составило 58%.

Таковы результаты годового исследования компании J’son & Partners Consulting. Согласно аналитическим данным, российский рынок платного ТВ является одним из самых крупных в мире и насчитывает 31,9 млн домохозяйств.

Рост спутникового ТВ был обусловлен низкой стоимостью услуги, а также доступностью и независимостью от сетей фиксированной связи. При этом из 1,8 млн абонентов, подключенных операторами спутникового ТВ в 2012 г., 1,3 млн приобрели услуги "Триколор ТВ" (доля рынка – 28%). Другими крупными игроками рынка являются "Ростелеком" (21%), МТС (9%), "ЭР-Телеком" (7%) и "Акадо" (4%).

Как пояснила ComNews пресс-секретарь "Триколор ТВ" Анастасия Соколовская, активное увеличение базы связано с запуском первого HD-мультиплекса этой компании. При этом прирост числа пользователей она оценивает значительно выше, заявляя о 2,4 млн подключенных абонентов в прошлом году.

Рост IPTV обусловило развитие широкополосного доступа, проникновение которого достигло 48%. Лидерами на рынке IPTV стали "Ростелеком", "ВымпелКом" и МТС.

По словам пресс-секретаря ОАО "ВымпелКом" Анны Айбашевой, рост IPTV обеспечивается за счет технологических возможностей сервиса, которые позволяют зрителю сблизить ТВ с Интернетом. "Провайдер точно знает, какие именно телеканалы пользуются популярностью, какие фильмы предпочитают зрители в библиотеке "видео по запросу", - заметила Айбашева. – В соответствии с этим формирование пакетов телеканалов и подборка контента происходят гораздо эффективнее".

Руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "МТС" Дмитрий Солодовников также отмечает, что больше трети пройденных оператором домохозяйств являются активными пользователями ТВ-услуг. По его словам, в рамках развития платного ТВ компания ориентируется на повышение ARPU собственных абонентов и рост доходов от ТВ-сервисов. "В регионах реализованные мероприятия позволили увеличить средний чек абонента в среднем на 10-20%", - подчеркнул Солодовников.

Согласно данным J’son & Partners, более половины абонентской базы сосредоточено в Приволжском и Центральном федеральных округах. Уровень наибольшего проникновения платного ТВ зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе (72,8%), наименьший уровень – в Северокавказском и Дальневосточном округах (29,4% и 27%).

Доля кабельного телевидения в России по-прежнему велика – около 58%, однако рост его в последнее время замедлился. В то же время доля IP-телевидения не очень значительна (8%), но развивается оно интенсивно. Эта тенденция прогнозируется и в ближайшие несколько лет.

J'son & Partners Consulting – международная консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках телекоммуникаций, медиа, ИТ и инновационных технологий. Исследования в России и других странах СНГ проводятся с 1996 г.