© ComNews
07.02.2013

Совет Федерации (СФ) одобрил закон, предусматривающий введение в РФ единого телефонного номера "112" для вызова экстренных оперативных служб при чрезвычайных ситуациях. Переход от номеров вызова экстренных служб "01", "02", "03", "04" на "112" предполагается завершить к 2017 г.

Ранее, 25 января этого года, Государственная Дума РФ приняла закон о едином номере для вызова экстренных служб сразу во втором и третьем чтениях.

"Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" создается в границах субъекта РФ и эксплуатируется одновременно органами исполнительной власти субъектов России и органами местного самоуправления. При этом сохраняется возможность использования альтернативного телефонного номера приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемого федеральным органом исполнительной власти в области связи", - сообщил в ходе заседания совета первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Евгений Серебренников.

Пресс-служба Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое является организатором системы "112", воздержалась от комментариев.

Еще в августе 2012 г., глава МЧС Владимир Пучков заявлял, что в течение трех лет на всей территории страны во всех муниципальных образованиях система должна заработать. По его словам, первый этап реализации проекта начнется 1 января 2013 г. Стоимость программы составит свыше 20 млрд руб. (средства федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетные источники - см. новость ComNews от 2 августа 2012 г.).

Помимо русского языка звонки на единый номер будут приниматься на английском, французском, немецком и испанском. "В концепции прописано четыре базовых языка этой системы, но жизнь заставит - в различных регионах языковой перечень будет расширен", - рассуждает Владимир Пучков.

"Никто к 2017 г. убирать номера экстренных служб не собирается. По крайней мере, это не прописано ни в одном действующем НПА. Номер "112", действительно, будет единым номером вызова экстренных служб, однако он будет функционировать наравне с номерами ведомственных служб", - уточнил в беседе с ComNews представитель пресс-службы ОАО "Ростелеком". - В настоящее время типовое техническое решение по созданию системы "112" с применением технологии распределённой обработки данных проходит официальную экспертизу во ВНИИ ГОЧС МЧС России. По результатам этой экспертизы будет принято решение о включении в Методические рекомендации МЧС России по проектированию и построению региональных систем "112" варианта построения системы "112" с применением технологии распределённой обработки данных. Таким образом, каждый субъект РФ сможет выбрать вариант построения системы "112", исходя их географических, демографических особенностей, состояния телекоммуникационной инфраструктуры и финансовых возможностей".

В 2011 г. компания "Ростелеком" предложила создать инфраструктуру для системы "112" на базе своей облачной платформы. Как поясняют представители компании, у "Ростелекома" уже есть решение для организации системы "112", при использовании которого не придется ничего строить и вкладывать дополнительные средства.

"Создание инфраструктуры для функционирования национальной системы экстренного вызова "112" на базе облачной платформы "Ростелекома" представляется наиболее оптимальным решением с точки зрения экономики и сроков ввода системы в эксплуатацию, - отмечает пресс-служба оператора. - Согласно экспертным оценкам, экономия затрат на создание и эксплуатацию системы при использовании облачной инфраструктуры составит до 45%" (см. новость ComNews от 29 сентября 2011 г.).

"Ростелеком" уже принял участие в реализации пилотного проекта системы с участием дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований в Чувашской Республике, используя свою инфраструктуру (см. новость ComNews от 12 октября 2011 г.). Спустя месяц после этого "Ростелеком" объявил о реализации такого же проекта в Астрахани (см. новость ComNews от 8 ноября 2011 г.). В январе 2012 г. "Ростелеком" испытал систему "112" в Воронежской области (см. новость ComNews от 11 января 2012 г.), через месяц - в Челябинске.

В начале 2013 г. "Ростелеком" планировал запустить в коммерческую эксплуатацию национальную облачную платформу "О7", представляющую собой комплекс электронных сервисов, предназначенных для органов власти и коммерческих организаций. Одним из сервисов данной платформы является единый номер "112" (см. новость ComNews от 3 декабря 2012 г.).

"Мы готовы подключать регионы к комплексной услуге  "О7.112"  уже в текущем году. Также в наших планах дальнейшее совершенствование решения с точки зрения улучшения качества обслуживания, пользовательских интерфейсов. Кроме того, запланирована проработка вопросов усовершенствования подсистемы консультативного обслуживания, которая позволить обеспечить граждан информацией по работе системы "112", а также иной информацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, что в свою очередь позволит снизить нагрузку на операторов системы "112". Также  в планах у компании разработка интеграционного решения, в рамках которого будет обеспечена передача информации о местоположении абонентского устройства, с которого совершён вызов на номер "112" от всех операторов связи, включая и мобильных, а также интеграция нашего решения с системой ЭРА-ГЛОНАСС", - заключил в беседе с ComNews представитель "Ростелекома".