Даниил Скоринкин, РБК DAILY
07.11.2011

Аудиторско-консалтинговая группа "BDO в России" исследовала компании, работающие в сферах медиа, рекламы, а также разработки ПО и цифрового контента. Большинство из них ожидают высоких показателей роста по итогам 2011 года, считают наиболее перспективными отраслями интернет-услуги и "новые медиа", а также остро нуждаются в профессионалах, способных реализовать имеющиеся проекты.

Большинство участников рынка медиа, рекламы и цифрового контента ожидают по итогам года рост выше 10%. Согласно исследованию "BDO в России" (есть в распоряжении РБК daily), лишь 10,3% опрошенных компаний в своих прогнозах указывают более скромные показатели. Большинство игроков (30,8%) предполагают рост на 20-30%. Еще 28,1% компаний планируют отчитаться об увеличении показателей на 10-15%. Более 15% респондентов заявили, что их бизнес в текущем году вырастет на 100% или выше, а 7,7% прогнозируют 50-60-процентный подъем.

Как отмечает старший партнер "BDO в России" Ирина Смирнова, доля высоких прогнозов велика, поскольку медиахолдинги нередко создают под конкретные проекты или направления отдельные юрлица. Именно их представители указывают впечатляющие цифры роста. "Многие респонденты просто отвечали в рамках своего юрлица. И если выручка - 100 млн руб., увеличить ее до 200 млн руб. не так сложно", - поясняет г-жа Смирнова. "Это не показатель роста всего рынка, а просто отражение сложившейся практики, когда холдинги регистрируют много небольших юрлиц", - говорит она.

Наиболее быстрорастущим видом бизнеса участники исследования назвали интернет-сервисы или услуги (43,6%) и деятельность "новых медиа" (28,2%). Еще 25,6% поставили на первое место создание ПО, игр и цифрового контента. Только 2,6% предположили, что быстрее других растет производство контента для традиционных СМИ. Рекламу в качестве самой быстрорастущей отрасли не назвал ни один респондент, хотя 16% участников исследования представляли именно рекламные агентства.

Основной угрозой для развития бизнеса в ближайшие два года российские медиакомпании считают возможный экономический кризис - такое мнение высказывают 35,7% участников исследования. На втором месте с большим отрывом следует давление конкурентов (14,3%), третью позицию в рейтинге угроз заняла деятельность госструктур (11,9%). Далее идут нехватка кадров, налоговые изменения (по 9,5%) и проблемы в управлении компанией (7,1%). Недостаток денежных средств кажется главным препятствием для развития лишь 4,8% респондентов.

В списке самых острых потребностей компаний человеческий капитал тоже заметно опережают деньги. Так, в людях, способных реализовать уже имеющиеся идеи, нуждаются 61,5% опрошенных представителей рынка. Материальные ресурсы в качестве главной потребности назвали лишь 17,9%. Новые идеи востребованы в 15,4% компаний, а 5,1% опрошенных в первую очередь необходима поддержка государства.

По словам г-жи Смирновой, кадровая проблема в отраслях медиа, телекоммуникаций и IT обостряется из-за неопределенности в экономике. "Компании, опасаясь кризиса, не идут на крупные траты. И если большие инвестиционные проекты заморожены, для предприятия гораздо важнее не деньги, а люди, чтобы развиваться за счет внутренних ресурсов", - подчеркивает г-жа Смирнова. Характерно, что только 10,8% опрошенных компаний планируют проводить заимствования на финансовых рынках, тогда как 64,9% этого делать не собираются. Еще 24,3% не определились с ответом.