Виктор Полевой, РБК DAILY
24.10.2011

На минувшей неделе в Россию вернулись последние участники road-show стартапов фонда "Сколково" в Кремниевую долину. В путешествие в США отправились представители российского иннограда и 13 компаний. Они провели там две недели, встретились с ведущими венчурными фондами и бизнес-ангелами, а также получили экспертные оценки проектов. РБК daily опросила некоторых участников road-show и подвела его предварительные итоги.

Кто был?

В начале октября представители нескольких компаний из иннограда отправились в Кремниевую долину искать соинвесторов. "Смотрины" российских инновационных чудес прошли при участии таких всемирно известных фондов, как Greycroft Partners, а также венчурных капиталистов Гайя Кавасаки, предпринимателя, инвестировавшего в Apple, и Дэвида Коуэна, знаменитого венчурного инвестора.

На road-show в Кремниевую долину попали следующие инновационные проекты "Сколково": компания "Агент Плюс", которая предоставляет решения по автоматизации и контролю над деятельностью торговых представителей, "Базелевс Инновации", занимающаяся интерактивными трехмерными визуализациями сценариев фильмов и телевизионных шоу, а также театральных постановок. Вниманию экспертов венчурного бизнеса были также представлены фирма "Чойстер" - поиск и анализ данных в Интернете, поисковые системы, социальные сети, фирма "Клаудмак", которая создает трехмерные виртуальные среды для видеоигр и тренингов, глобальная система компьютерно-технической экспертизы, позволяющая выявлять и предотвращать кибернетические атаки, - CyberCop., фирмы ePythia, "Эванти", iBuild App, "Кузнеч", Rock Flow Dynamics (в которую в середине этого года инвестировала корпорация Intel), "ЦРТ-инновации", Pirate Pay и SpeakToIt - компания, которая разрабатывает "разговаривающий" смартфон.

За подготовку визита компаний российского иннограда в США отвечал непосредственно IT-кластер "Сколково". В визите с американской стороны приняли участие такие компании, как Tiger Partners, Mohr Davidow Ventures, Bessemer Venture Partners, US Venture Partners, Garage Ventures, DFJ, Summit Partners, Harris & Harris Group, General Atlantic, Bezos Expeditions.

Что показали?

"В ходе визита все российские компании поучаствовали в масстер-классах ведущих фондов, составили свои краткие презентации и отработали умение за несколько секунд продать свой проект инвесторам. Каждой из российских компаний были прикреплены менторы, которые объясняли и контролировали правильность подачи фактов, рассказывали, как улучшить проекты инноваторов или переработать их бизнес-план, - говорит эксперт фонда "Сколково" Екатерина Гайка. - Самое важное, что большинство компаний получили обратную связь от фондов и будущих перспективных инвесторов. Многие добились второй и даже третьей встречи со стратегом".

К примеру, такие крупные компании, как Cisco и Microsoft, уже заинтересовались стартапами из России и намерены дальше продолжать переговоры. Кроме того, во встречах в Кремниевой долине принимали участие юристы, которые провели серию мастер-классов для русских начинающих компаний о том, как правильно патентовать свои ноу-хау, а также интеллектуальные права.

Для чего это надо?

"Прежде всего мы повезли наши стартапы в США для того, чтобы они обкатали модели поведения перед инвесторами, заявили о себе и поняли, как следует коммерциализировать технологии. Мы даже советовали нашим участникам не просить сразу денег у стратегических инвесторов", - говорит директор IT-кластера в "Сколково" Алексанр Туркот.

Сейчас многие российские фонды и инвестиционные компании возят в США те проекты, которые сами и финансируют. Фонды надеются, что зарубежные компании смогут также войти в капитал их стартапов и проинвестировать российские инновационные разработки. "Сколково" намерено делать это систематически, ориентируясь на потребности российского рынка стартапов. В ходе road-show "Сколково" совместно с российскими компаниями посетило офисы Google, Cisco, Facebook, а также представило несколько проектов крупным западным фондам.

Директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин уже второй год подряд занимается проведением road-show российских компаний перед американскими инвесторами - программой Deep Dive. "Road-show "Сколково" - правильная концепция для рынка. У иннограда цель - показать синергию проектов, найти международного инвестора, который бы вложился в разработку и успешно бы ее коммерциализировал", - говорит г-н Митюшин. Генеральный директор компании SturtupPoint Виталий Акимов также считает, что с точки зрения вывода российских стартапов на международный рынок road-show - правильный ход. "На данный момент на российском венчурном рынке ощущается острая нехватка инфраструктурных решений по выводу молодых компаний на международный рынок. Инноград со своим проектом может данную проблему решить", - считает г-н Акимов.