Оуэн Флетчер, Ведомости
28.10.2010

Чтобы отвоевать долю рынка у пиратов в Китае, крупные производители ПО снижают цены на легальные программы.

Много лет лидеры софтверного рынка пытались бороться с копированием своих продуктов в Китае, используя юридические и политические механизмы. Теперь они начали применять иную тактику - снижать цены. И это уже приносит плоды.

Еще в прошлом году компания Autodesk, выпускающая AutoCAD и другой дизайнерский софт, снизила цены для китайских покупателей. С тех пор количество проданных в Китае лицензий удвоилось, говорит старший вице-президент Autodesk Патрик Уильямс: в июле 2010 г. их было продано около 300 000. Зато теперь продукты Autodesk стоят в Китае примерно вдвое меньше, чем в США (до прошлого года разница в цене составляла всего 20-30%).

Microsoft долгое время отказывалась существенно снижать розничные цены в Китае, заявляя, что не собирается конкурировать с пиратами. Но в прошлом году она установила начальную цену на пользовательскую версию Windows 7 Home Basic на уровне 399 юаней ($59), что примерно втрое дешевле американской цены. "Объем продаж в штучном исчислении резко вырос", - говорит глава представительства Microsoft в Китае Саймон Люн. Он отказался вдаваться в детали, отметив лишь, что принятая мера помогает бороться с пиратами, хотя и не решает проблему полностью. "Наша маржа снижается при снижении цен, - пояснил Люн, - но обороты так велики, что мы надеемся компенсировать потерю за счет объема продаж".

Компании из других отраслей также осознали, что китайским потребителям нужны более низкие цены. Автопроизводители, включая General Motors и Nissan, разрабатывают для этого рынка более компактные и дешевые модели для китайцев, у которых только начинают появляться средства на покупку автомобиля. Аналогично действуют изготовители сотовых телефонов. Скажем, Nokia увеличивает рыночную долю в Китае, предлагая дешевые трубки.

Китай остается одним из главных источников головной боли для многих производителей ПО, несмотря на местные гигантские объемы продаж. По данным IDC, это второй по величине рынок персональных компьютеров, а вот по продажам ПО он пока занимает лишь 8-е место. Китайцы тратят на покупку легальных программ лишь $5,8 млрд в год (для сравнения: американцы - $143,6 млрд). В то же время консорциум производителей делового софта BSA отмечает, что уровень пиратства, в 2005 г. составлявший в Китае 86%, сейчас снизился до 79%.