"Яндекс" освоился за границей
ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ
© ComNews
28.10.2011
Российский интернет-поисковик "Яндекс" вышел на пятое место в международном рейтинге поисковых систем по данным Comscore, поднявшись за два года с седьмого места и обогнав eBay и южнокорейский Naver. Недавно "Яндекс" обрел статус международного поисковика, запустив сервис в Турции, однако дальнейшая экспансия компании будет напрямую зависеть от успешности турецкого проекта.
"Безусловно, выход на международный рынок будет зависеть от успеха в Турции, но пока планы - куда и когда - мы разглашать не будем. Может, никуда и не будем выходить, - поделился вчера с журналистами генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож. - Пока ситуация такая, что "пять секунд - полет нормальный", пока все идет хорошо. Сейчас есть куда развиваться - например, в наших приоритетах географическое развитие, туда и будем вкладывать средства".
Как ранее сообщал ComNews, "Яндекс" в конце сентября запустил портал yandex.com.tr, чем ознаменовал свой выход на международный рынок. При этом, как отмечали руководители поисковика, это чистый эксперимент и никакого бизнес-плана у компании нет. Впрочем, Аркадий Волож рассчитывает, что примерно через год "Яндекс" станет в Турции существенным игроком, несмотря на доминирующую позицию Google: "Даже если мы не станем здесь первыми, претендовать на несколько десятков процентов вполне можно". Чтобы начать продавать рекламу и полноценно монетизировать сервисы, нужно занять 10-20% рынка, объяснял он. Пока у "Яндекса" в Турции нет "никакой дистрибуции и маркетинга, есть только сервис" (см. новость ComNews от 21 сентября 2011 г.).
"Турецкий рынок интернет-рекламы, включая медийную и контекстную, в настоящее время в 4,5 раза меньше российского, и, по известным прогнозам, отрыв будет только увеличиваться. Объем контекстной рекламы в Турции составляет еще меньшую величину, и в итоге 2% от рынка контекстной рекламы Турции составят не более $3 млн. Даже 10% этого рынка составят в 2013 г. лишь $16 млн", - подсчитал эксперт ИК "Финам" Леонид Делицын.
"Выход на новый рынок - это всегда непростая комплексная задача: нужно локализовать уже существующие проекты, разрабатывать новые с учетом местных особенностей. Бывают ситуации, когда бизнес-процессы на новом рынке построены по другим правилам и схемам: например, при выходе на российский рынок Google пришлось осваивать нашу бухгалтерскую систему - бумажные счета и акты в частности. Но это все решаемые задачи, и мы довольны тем, как компания развивается в России. Наша страна - это огромный растущий рынок, где проникновение Интернета еще далеко не достигло предела, поэтому возможности очень большие", - рассказала репортеру ComNews представитель Google в России Алла Забровская.
"С момента появления поисковых систем Интернета их экспансия за пределы США всегда начиналась с крупнейших рынков. Таким образом, везде, где доходы от интернет-рекламы значительны, уже работают существующие игроки - Google, Bing, Yahoo! и т.п. Вне зоны их интересов находились лишь страны с языковым барьером (Россия, Китай) и сравнительно малообеспеченным населением, и, соответственно, малым объемом рынка интернет-рекламы. Иными словами, незанятыми остаются лишь небольшие рынки, - рассуждает Леонид Делицын. - Безусловно, нельзя отрицать шанс для "Яндекса" существенно увеличить рынки поисковой рекламы в тех странах, где ее доля уступает медийной. В то же время, скорее всего, на эти страны будет нацелена и стратегия китайской поисковой системы Baidu. В итоге технология выхода на международные рынки поисковой рекламы у "Яндекса" в настоящее время только отрабатывается".
Эксперт полагает, что в ближайшие годы основной задачей "Яндекса" останется удержание позиций в России, где заметно усилил давление Google. Поэтому главными условиями стабильного роста выручки "Яндекса" и других российских компаний, по мнению аналитиков, являются рост количества рекламодателей и увеличение охвата аудитории российского интернета.
"Сегодня доля Google в поиске по данным Liveinternet составляет 25,6%, и за последнее время она выросла на 3%", - подтверждает Алла Забровская.
"Выход крупной компании с набором массовых и сложных сервисов нельзя сравнивать с выходом стартап-проектов, которые, как правило, имеют один сервис или одну игру и т.д. Если рассматривать поисковые сервисы, то данный продукт очень лингвозависим. Для того чтобы сделать хороший поисковик нужно иметь в своем штате лингвистов, которые специализируются на тех языках страны, куда планируем выходить. В этом смысле шансов написать поисковик для своей страны больше, чем запускать поисковик для внешней страны по отношению к штаб-квартире компании, - рассказал ComNews коммерческий директор, вице-президент по международному и региональному развитию Mail.Ru Group Алексей Катков. - Mail.Ru Group неоднократно заявляла, что планирует и рассматривает новые рынки для своего бизнеса. В целом компания успешно локализовала ряд сервисов для стран СНГ, что было оценено пользователями. По данным alexa.com первое место по посещаемости занимает республика Казахстан, второе и третье место - Беларусь и Украина соответственно".
Тем временем чистая прибыль "Яндекса" по US GAAP в III квартале 2011 г. выросла по отношению к аналогичному периоду 2010 г. на 93% - до 1,705 млрд руб. с 883 млн руб. Как пояснил журналистам финансовый директор компании Александр Шульгин, более репрезентативным является показатель чистой прибыли, скорректированной на курсовые разницы и вознаграждения сотрудникам. Этот показатель вырос на 49% - до 1,459 млрд руб. Выручка компании увеличилась на 65% - до 5,16 млрд руб. "Наши долларовые депозиты стали стоить дороже в рублях и правильнее смотреть на скорректированный показатель", - подчеркнул Александр Шульгин.