Украина рассекретила владельцев "Укртелекома"
ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
21.03.2011
Владельцами инвесткомпании European Privatization & Investment Corporation (EPIC), чья украинская "дочка" ООО "ЕСУ" приобрела госпакет крупного украинского оператора "Укртелеком", являются пять граждан Австрии. Их имена и долю в EPIC озвучил глава Фонда государственного имущества Украины (ФГИ) Александр Рябченко в ответ на обвинения в продаже актива неизвестным лицам.
Александр Рябченко, выступая в пятницу перед народными депутатами на пленарном заседании Верховной Рады, отчитался по приватизации госимущества в 2010 г. и начале 2011 г. Его пригласили депутаты от оппозиции (фракция "Наша Украина - Народная самооборона"), уверявшие, что за покупателем украинской компании стоит человек, приближенный к президенту Украины Виктору Януковичу. Депутаты в течение часа задавали вопросы Рябченко, большая часть из которых была посвящена приватизации "Укртелекома". Законотворцев интересовало, стоят ли за конечными покупателями оператора украинские граждане.
Напомним 11 марта, ФГИ и ООО "ЕСУ" подписали договор о продаже государственного пакета акций в размере 92,791% "Укртелекома" за 10,575 млрд гривен (более $1,332 млрд). Остальные 7,209% акций "Укртелекома" государство продало еще несколько лет назад (см. новость ComNews от 14 марта 2011 г.). При этом народные избранники от различных партий не раз называли сделку "теневой". Дело в том, что ООО "ЕСУ", как заявлялось изначально, являлось "дочкой" подконтрольной EPIC кипрской компании Epic Telecom Invest Ltd. (ETI). Затем, перед продажей "Укртелекома", всплыло еще одно имя среди покупателей украинского оператора - Epic Advisors Ltd. (EAL). Как позже поясняли представители EPIC, 100% ETI принадлежит EAL. То есть EPIC остается единственным владельцем украинской ЕСУ, просто было решено оптимизировать структуру холдинга, адаптировав ее к приватизации "Укртелекома".
Как сказал Рябченко в пятницу с трибуны Верховной Рады, конечными владельцами "Укртелекома", которым и принадлежит EPIC, после его приватизации являются пятеро австрийцев: Питер Гольдшейдер и Густав Вурмбок владеют по 24% EPIC, Бриджит Гольдшейдер и Марина Вурмбок - по 23,5%, Франц Лансшутцер - 5%.
Рябченко в очередной раз отметил, что финансово в последние годы "Укртелеком" был очень слаб и ему грозило банкротство. Собственно, об этом говорил и глава администрации президента Сергей Левочкин. Так, австрийцы поверх положенных 10,575 млрд гривен взяли на себя долги купленной компании на $160 млн (синдицированный кредит иностранных банков) и 3,7 млрд гривен (около $466,3 млн). Кроме того, "Укртелекому" предстоит поддерживать систему госспецсвязи, в развитие которой также необходимо вложить, по предварительным оценкам, около 200 млн гривен (или $25 млн). "Это сложный актив, - соглашается заместитель директора GfK Ukraine Глеб Вышлинский. - У "Укртелекома" очень большой штат, есть 3G, но это направление работает не очень успешно. При этом у компании есть свои плюсы - доступ к Интернету, который развивался хорошо и государственным менеджментом, большое количество недвижимости, развитая кабельная инфраструктура. В любом случае, чтобы поднять компанию на ноги, необходимо выработать новую бизнес-стратегию". По словам Вышлинского, если бывший менеджмент останется, а именно такие слухи ходят на украинском телекомрынке, то он будет более активно сокращать затраты, потому что теперь "Укртелеком" - частное владение, а не государственное.
Но несмотря на непривлекательность "Укртелекома", ФГИ все же запросил за него 10,575 млрд гривен, тогда как российские операторы (к примеру, "Мобильные ТелеСистемы", которая впоследствии отказалась участвовать в конкурсе) предлагали за госдолю в украинской компании максимум 8 млрд гривен ($1 млрд). "Но мы рискнули и поставили больше", - сообщила репортеру ComNews пресс-служба ФГИ.
При этом государство будет продолжать следить за деятельностью "Укртелекома". Так, в прошлый четверг премьер-министр Николай Азаров на заседании правительства заявил, что государство будет контролировать изменение тарифов проданного австрийцам актива, правда, как именно будет происходить контроль, он не уточнил.