"Процесс создания российской "кремниевой долины" может затянуться на 5—7 лет" Интервью с генеральным директором группы "Армада" Алексеем Кузовкиным
06.04.2010
Несмотря на то что государство так и не придумало, как поддержать IТ-сектор во время кризиса, индустрия пережила тяжелый период без заметных потерь. Все крупные компании смогли остаться на плаву. Генеральный директор компании "Армада" Алексей Кузовкин рассказал РБК daily, что IТ-сообщество ждет от государства сейчас, дал свой прогноз по поводу проекта создания российской "кремниевой долины" в подмосковном Сколково, а также рассказал о планах своей компании на 2010 год.
- Уже около года на различных уровнях обсуждаются меры по поддержке IТ-индустрии со стороны государства, какова ситуация сейчас, существует ли какая-то общая позиция участников рынка?
- К сожалению, государство пока не дало никаких льгот отечественным производителям, работающим для внутреннего рынка. Может быть, картину изменит создаваемая по инициативе президента "кремниевая долина" в Сколково, но нужно сделать еще очень много, чтобы этот бизнес-инкубатор стал привлекательным для инвесторов. Я думаю, процесс создания "кремниевой долины" может затянуться на 5-7 лет. Общей позиции по поводу того, что должно сделать государство для поддержки рынка, сегодня нет. Существуют лишь интересы отдельных групп. Но абсолютно все российские компании нуждаются в защите отечественного рынка от западной экспансии, в преференциях для российских IТ-продуктов. А представительства крупных иностранных компаний нацелены на захват российского рынка, их интересуют стратегические соглашения с государством, позволяющие под видом инвестиций в образование или инфраструктурные проекты обеспечить свое доминирование на рынке.
- "Армада" называет одним из наиболее перспективных для себя направлений рынок ПО с открытым кодом (СПО). Какова ситуация в этом сегменте на настоящий момент?
- Мы наблюдаем повышенный интерес к СПО у наших клиентов и считаем, что СПО имеет хорошие перспективы на отечественном рынке. В последнее время госсектор стал крупнейшим заказчиком данной продукции. Появились крупные проекты по внедрению свободных программ в школах, в министерствах связи и образования, появились суперкомпьютеры, работающие на отечественных свободных разработках. В малом и среднем бизнесе также растет доля использования СПО, во многом это связано с ужесточением законодательства в области интеллектуальной собственности и с высокой стоимостью закрытых продуктов.
- Ряд аналитиков говорит, что "Армада" слишком зависима от госзаказов. Как строится политика компании в отношении работы с госсектором и есть ли задача повысить свою долю в каких-то других секторах рынка?
- Нужно уточнить, что к госзаказчикам мы относим и государственные монополии (нефть, газ, транспорт), и компании с государственным участием (госкорпорации), а не только органы госвласти. Если так смотреть на госсектор, то им обеспечивается около 30% всего российского IТ-рынка, а "Армада" занимает в этом сегменте около 3%. Что касается нашей выручки, то доля доходов с государственных структур составляет 75%, еще 25% - это банки, финансы, промышленность и другие отрасли экономики. За последние два года сильно поменялась структура государственных закупок в IТ-секторе. При росте общих бюджетов доля аппаратного обеспечения снижается, а расходы на разработку ПО и IT-услуг растут. Это связано с тем, что инфраструктура уже создана и необходимо разработать программы для ее использования. Приобретение западного ПО обходится дороже, и с точки зрения государственных структур оно менее безопасно.
- Компания объявила, что в 2010 году намерена завершить несколько отложенных сделок M&A в сегментах IT-услуг и разработки ПО. Ожидаете ли вы какого-то движения по консолидации рынка в целом? Почему вы считаете, что сейчас настало удачное время для приобретений?
- Сейчас мы занимаемся формированием группы компаний "Армада" и приобретаем такие компании, которые обладают большими перспективами роста и дополняют, а не дублируют уже существующие в структуре группы. Наша стратегия заключается в том, чтобы за счет роста на 25-30% в год увеличить общую долю на рынке до 3-5% с условием поддержания рентабельности на высоком уровне (EBITDA - 12-16% от выручки) в среднесрочной перспективе. Добиться такой цели можно, только сочетая органический рост с приобретениями. У нас есть наработанная база потенциальных сделок, которые были отложены из-за кризиса 2008-2009 годов, и сейчас мы возвращаемся к этим сделкам, используя готовые наработки двухлетней давности. Мы общались с компаниями все это время, вели общий бизнес и прошли через сложные ситуации - лучшей проверки нашего выбора трудно было бы придумать.
- Каковы основные задачи, поставленные перед компанией в 2010 году?
- Мы хотим повысить консолидированную рентабельность компании по EBITDA с 12 до 14%, а достигнуть этих целей позволит рост вклада высокомаржинальных сегментов разработки ПО и IT-услуг. В 2009 году эти бизнес-направления обеспечили 29% от общей выручки и принесли 85% консолидированной EBITDA компании. В области продуктов особенный акцент мы сделаем на сегменте СПО. Также мы рассчитываем принять активное участие в создании "Электронного правительства".
- Как вы оцениваете текущее состояние и перспективы развития ряда проектов и программ с участием государства, в том числе программы "Электронное правительство", проекта по переводу государственных структур на СПО и т.д.?
- Централизованный перевод государственных структур на СПО и создание систем, работающих по принципу "ПО как услуга" (SaaS) неизбежен. Информационные системы, основанные на технологии SaaS, крайне важны для России - они позволяют радикально снизить стоимость владения информационными системами, но требуют больших капитальных вложений на этапе создания. Пока эти системы находятся в зачаточном состоянии. Локальные проекты перевода на СПО, инициируемые отдельными ведомствами, по сути, опережают планы государства. Я считаю нынешний подход к созданию электронного правительства предельно правильным. Уже наметилась четкая переориентация государства и переход от инфраструктурных проектов к созданию востребованных сервисов для обычных пользователей и юридических лиц. И это не просто тенденция, это заявленный план, который четко исполняется. Однако уровень электронного правительства в России пока значительно отстает от развитых стран, но государство уже создает долгосрочные программы для сокращения этого разрыва.