Антикризисное обеспечение. В кризис популярны IT-решения, обеспечивающие быстрый возврат инвестиций
25.03.2010
Спрос на IT-решения и услуги в 2009 году, по оценке аналитиков, мог снизиться на 45%. До восстановления рынка еще далеко - особенно значительно пострадали те сегменты, решения в которых требуют от клиента значительных инвестиций. Впрочем, участники рынка отмечают, что интерес к системам управления бизнес-процессами, в частности ERP-системам, по-прежнему высок. Если производственные предприятия и строительные компании вынуждены были сократить расходы в этом секторе, то ритейл, предприятия добывающей отрасли, телекоммуникационные компании соглашаются на внедрение именно сейчас.
Согласно отчету российского офиса IDC, затраты на IT в России по итогам прошлого года снизятся на 45,7% в долларовом выражении. "В структуре расходов на IT наблюдается переход к взвешенным, продуманным инвестициям, направленным на оптимизацию IT-инфраструктуры организаций и эффективное управление ее функционированием", - отмечают аналитики IDC. Эксперты уточняют, что основная часть IT-бюджетов была направлена на поддержание текущей деятельности. Однако не все компании в равной мере согласились на оптимизацию IT-расходов. Так, аналитики IDC подчеркивают, что многие телекоммуникационные компании продолжают развивать масштабную IT-инфраструктуру. А участники рынка утверждают, что потребность в автоматизации бизнес-процессов ощущают предприятия среднего и крупного бизнеса и из других отраслей экономики.
"Бюджеты были значительно урезаны, но вместе с тем стали расходоваться более продуманно. Спросом пользуются недорогие быстро внедряемые решения, обеспечивающие быстрый возврат инвестиций. Заказчик переходит от масштабных проектов к решению точечных задач. В ситуации выбора между покупкой новых решений или поддержкой и обновлением уже существующих предпочтение отдается развитию уже имеющихся решений как менее затратному варианту", - уточняет региональный директор Epicor в России и странах СНГ Наталья Сидорова.
В компании подчеркивают, что чаще всего ее продуктами пользуются территориально распределенные российские и международные компании, для которых необходимо отслеживать данные по филиалам и получать финансовую отчетность в едином формате. По словам Натальи Сидоровой, сейчас более всего востребовано так называемое антикризисное ПО (все виды BI-отчетов, финансовая аналитика, бюджетирование). Кроме того, Epicor отмечает увеличение спроса на решения для IT-инфраструктуры, для управления взаимоотношениями с клиентами, а также инструментарий для оптимизации работы с поставщиками и покупателями.
"Если при динамичном росте рынка можно было себе позволить не обращать внимания на ситуацию с невысокой эффективностью того или иного процесса, то сейчас такая невнимательность может стать губительной для компании. Я бы говорил скорее о повышении интереса компаний к технологиям управления бизнес-процессами", - подчеркнул гендиректор компании "ПРАУД Бизнес" (входит в состав группы ПРАУД) Константин Комаедов. Он рассказал, что эти технологии в основном приобретают клиенты, имеющие серьезные планы отраслевого масштаба. В прошлом году группа ПРАУД приступила к внедрению интегрированной информационной системы управления предприятием на основе SAP ERP для ОАО "Российские космические системы".
"Мы видим рост спроса на инжиниринг процессов, внедрение процессного подхода, автоматизацию процессов с использованием философии системно-ориентированной архитектуры или менеджмента бизнес-процессов. Для нас очевидно, что клиент хочет автоматизировать бизнес-процессы, а не просто внедрять информационные системы, поэтому мы предлагаем своим клиентам решения на базе семейства продуктов, таких как ARIS, WebMethods, SAP", - заметил Константин Комаедов.
К коммерческим системам управления предприятием (ERP) относятся такие решения, как SAP, "Галактика", "Инталев", "1C:Предприятие", Epicor Enterprise и другие. Для компании из нижнего сегмента крупного бизнеса с развитой филиальной структурой (более 1 тыс. сотрудников, годовой оборот свыше 250 млн долл.) внедрение системы типа SAP будет стоить от 50 млн руб. и выше. Сюда входят услуги компании-консультанта, стоимость лицензии, зависящей от специфики бизнеса (набор модулей для каждого клиента формируется индивидуально) и количества рабочих мест, а также стоимость оборудования. Многие компании, чтобы оптимизировать процесс, дополнительно прибегают к помощи консультантов со стороны и оплачивают обучение собственных специалистов для получения сертификата, что позволит в дальнейшем самостоятельно обслуживать систему. Среди прочих стимулов к внедрению ERP заказчики называют повышение капитализации компании, желание провести IPO.