26.03.2003

Сегодня на заседании государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) при Минсвязи будет решаться судьба технологии Bluetooth в России. Как стало известно "Ведомостям", скорее всего, ГКРЧ наложит серьезные ограничения на использование этой модной технологии, лимитировав радиус действия Bluetooth-устройств. Производители сотовых телефонов и прочих мобильных электронных аппаратов боятся, что новые правила погубят перспективный рынок.

Минсвязи не могло не обратить внимания на популярную технологию. В ближайшую пятницу члены комиссии по радиочастотам будут рассматривать доклады специалистов Российского агентства по системам управления (РАСУ) , ФГУП "НИИ Радио" и научно-производственной фирмы "Гейзер" о возможностях и условиях использования "радиоэлектронных устройств малого радиуса действия в полосе 2400 - 2483,5 МГц", т. е. аппаратов на основе Bluetooth.

Однако, как рассказал вчера "Ведомостям" начальник отдела частотного обеспечения НПФ "Гейзер" Александр Стадинчук, большинство решений по этому поводу будет выработано уже на сегодняшнем согласительном заседании ГКРЧ, на котором согласовывается повестка пятничного заседания.

По словам Стадинчука, ГКРЧ приняла решение открыть Bluetooth-диапазон для использования в России. Но в отличие от остального мира в нашей стране на технологию будут наложены некоторые ограничения. Без лицензии можно будет продавать лишь те устройства, мощность передатчика в которых не превышает 2,5 милливатт - то есть действовать они должны не дальше чем на 10 м. Каким службам будут мешать более мощные передатчики, выяснить не удалось. Пока не понятно также, кто именно, поставщики или производители, должны будут получать разрешения и лицензии на применение Bluetooth-устройств.

Производители не ждут от решения ГКРЧ ничего хорошего. "Практически все Bluetooth-устройства, производимые сегодня, посылают сигналы на расстояние около 30 м. Если чиновники введут более жесткие ограничения, этой технологией в России просто нельзя будет пользоваться, - возмущается Андрей Быченко, менеджер по поддержке продуктов сектора персональных средств связи компании Motorola. - Вряд ли мировые производители начнут уменьшать мощность передатчиков своих устройств специально для наших сертифицирующих органов".

А пока применение Bluetooth в нашей стране формально вообще не разрешено. Как рассказала продукт-менеджер по терминальным устройствам представительства Siemens Наталья Макарова, из-за этого немецкая компания вынуждена ограничивать ввоз моделей телефонов с поддержкой этой технологии. "Все аппараты, которые сегодня можно купить в нашей стране, ввезены по серым каналам, - сетует она. - Мы с нетерпением ждем, когда ограничения будут сняты".

В Москве телефоны с поддержкой Bluetooth очень популярны. Хотя точной статистики их продаж нет (сотовые дилеры опасаются открыто признаваться в поставках несертифицированных аппаратов) , по данным торговцев, на долю таких телефонов приходится чуть ли не четверть всего рынка. Всего в месяц в Москве продается около 300 000 сотовых телефонов. Кроме того, в день в столице продается несколько сотен различных аксессуаров с поддержкой Bluetooth, например беспроводных гарнитур.

Как рассказал Быченко из Motorola, телефоны с поддержкой Bluetooth производства его фирмы также не поставляются в Россию по официальным каналам. Правда, беспроводные Bluetooth-гарнитуры Motorola все же продает сотовым дилерам, честно предупреждая, что они не сертифицированы Минсвязи. Это стало возможно благодаря тому, что оригинальные аксессуары (под это определение подпадают телефонные гарнитуры) сертифицирует не Минсвязи, а "Ростест" и санэпидемнадзор, которые не предъявляют никаких требований к их радионачинке.

ЧТО ТАКОЕ BLUETOOTH: Технология Bluetooth (в переводе с английского "синий зуб") - стандарт коротковолновой радиосвязи для высокоскоростного соединения мобильных телефонов, бытовых и периферийных устройств, портативных и карманных компьютеров. Bluetooth использует полосу радиочастот 2400 - 2483,5 МГц, которая в большинстве стран мира свободна от других применений. Именно поэтому она позиционируется как неограниченная технология для путешествий. Bluetooth нашла поддержку как у покупателей, так и у производителей мобильных устройств - например, ею оснащены более трети всех новых телефонов Nokia.