директор EdTech-компании "Лань" Александр Никифоров
Александр
Никифоров

директор EdTech-компании "Лань"
© ComNews
24.03.2025

Цифровизация высшего образования стала одним из трендов последних лет и к 2030 году охватит до 90% вузов. Во многом - благодаря господдержке. Например, в рамках программы "Приоритет 2030" в 142 университетах из 56 регионов ввели должность проректора по цифровизации. Проект "Цифровые кафедры" охватил 119 вузов и более 800 образовательных программ, в рамках которых студентов обучают информационным технологиям применительно к их будущей профессии. Свою роль также сыграла пандемия, когда онлайн-обучение стало особенно актуальным. О том, как обстоят дела сейчас и какие проблемы есть в отрасли, рассказывает директор EdTech-компании "Лань" Александр Никифоров.

Какие решения ключевые в цифровизации обучения?

На сегодняшний день нет единой дорожной карты для цифровизации вузов. Каждый университет вправе сам выбирать приоритетные для него направления цифровой трансформации.

Как правило, в первую очередь цифровизируют сам процесс учебной деятельности. Наличие в вузе электронной информационно-образовательной среды - один из важных критериев для аккредитации вуза. Такую среду создают при помощи LMS - систем управления обучением. Они представляют собой единые онлайн-платформы, которые позволяют организовать весь образовательный процесс и повысить качество и эффективность обучения. В том числе за счет образовательного контента в интерактивных, VR- и видеоформатах, чтобы студентам было проще усваивать объемный и сложный материал. LMS также помогают автоматизировать проверку заданий и сбор аналитики по успеваемости, чтобы отслеживать прогресс для каждого студента. В итоге вузы получают комплексные "цифровые портреты" для персонализации обучения.

Начиная с пандемии набирает популярность онлайн-обучение, но организуют процесс вузы по-разному: от отдельных видеолекций до целых курсов. Но у дистанционного формата есть свои минусы. Например, асинхронный процесс: когда студенты проходят учебную программу в разном темпе, в результате нагрузка может быть неравномерной, а материал усваивается хуже. Вторая проблема - недостаток живого общения студентов и преподавателей. В итоге снижаются мотивация и концентрация внимания, ухудшаются результаты. С этим также можно справиться при помощи технологий: например, проводить индивидуальные и групповые видеовстречи.

Обучение в цифровой среде

Основные драйверы цифровой трансформации образовательной среды на сегодня - это искусственный интеллект, VR- и AR-решения, цифровые двойники и системы аналитики на основе больших данных.

Цифровые лаборатории и двойники, 3D-моделирование, технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют сделать процесс более эффективным, а студентов - более вовлеченными. Это укладывается в тренд на иммерсивное обучение, которое уже применяют в медицинских и инженерных вузах, таких как Сеченовский университет, где студенты осваивают технологии виртуальной и дополненной реальности для медицинской практики. В "Станкине" разработали собственную технологию, чтобы обучать машиностроению и робототехнике в AR- и VR-среде, адаптируя ее под каждого студента.

Уже наметился тренд на применение ИИ в LMS вузов, чтобы составлять индивидуальные образовательные программы с учетом потребностей и способностей каждого учащегося, а также его карьерных целей. Анализ данных позволяет отслеживать долю студентов, успешно завершивших обучение, выполнивших обязательства по целевым договорам, трудоустроившихся в первый год после выпуска, и влиять на эти показатели. В РАНХиГС уже применяют рекомендательную систему на основе ИИ, которая помогает студентам находить наиболее подходящие учебные материалы. Оценки тоже станут персонализированными: при помощи ИИ-моделей преподаватели смогут давать развернутую устную обратную связь, анализируя весь ход обучения и развитие "мягких навыков".

ИИ-модели не только помогают адаптировать учебный процесс под нужды студентов, но и повышают вовлеченность учащихся, помогают с подготовкой к занятиям и проверкой знаний. Например, в ЛЭТИ их используют для предотвращения плагиата, в МГПУ нейронные сети помогают готовить дипломы, а в Московской школе управления "Сколково" впервые поручили ИИ-преподавателю вести курс "Биология человеческого поведения" вместе с живым медиатором. В СПбГУТ им. Бонч-Бруевича используют умные камеры, чтобы следить за вовлеченностью студентов на лекциях и давать обратную связь преподавателям.

Вместе с тем тотальное проникновение ИИ в учебный процесс вызывает все больше споров: некоторые преподаватели призывают ограничить применение нейросетей или вовсе их запретить. На мой взгляд, это чрезмерно: студенты уже используют нейросети и будут это делать, несмотря на запреты. Задача вуза - выработать четкие правила применения искусственного интеллекта, оценки работ, выполненных с его помощью и т.д. Стоит обратить внимание на другие потенциальные проблемы: например, нарастающий разрыв в компетенциях работы с ИИ между учащимися и педагогами, а также низкий уровень критической оценки того, что выдают нейросети. Мы приближаемся к моменту, когда нейросети будут создавать учебные программы и домашние задания, которые студенты также будут решать с помощью ИИ, а впоследствии проверять с использованием тех же технологий. Принесет ли такая система обучения реальную пользу студентам?

Что мешает вузам "оцифровывать" процессы?

Цифровая трансформация требует полной перестройки деятельности вуза на стратегическом уровне, включая инновации в разработке учебных программ и преподавании, внедрение data-driven-подхода в управлении и т.д. Это, во-первых, подразумевает высокие расходы, включая массовое переобучение персонала. А во-вторых, требует от руководства глубокого погружения и понимания, как внедрение тех или иных IT-решений поможет улучшить образовательный процесс и оптимизировать расходы.

Еще одна сложность связана с уходом западных вендоров: в 2022 году российские вузы лишились около 80% всего используемого ими ПО. Эту проблему постепенно решают - например, за счет единой госплатформы для онлайн-обучения IT, а также отечественной аналитической системы, которую планируют применять в 236 вузах. На рынке также представлены российские системы для управления процессами: LMS (системы управления обучением), специальные программы для кадров и бухгалтерии, ЭДО, а также онлайн-платформы для вебинаров, учебного расписания и учета успеваемости, электронные зачетные книжки и пропуска в учебные корпуса и общежития. Наибольший процент импортозамещения - в сфере антивирусного ПО (86%), самый низкий - в области ОС (15%). Некоторые технологии и вовсе пока отсутствуют - например, коробочные ИИ-решения, адаптированные под потребности вузов, а для внедрения масштабных платформ требуются дополнительные ресурсы на IT-специалистов, модернизацию IT-инфраструктуры, закупку лицензий.

Наконец в разных вузах процессы цифровой трансформации протекают неравномерно. Есть сильные вузы, в том числе и региональные, где есть понимание, как выстроить процессы и получить нужные результаты. Есть университеты, где процессы цифровизации протекают медленно из-за нехватки финансирования и квалифицированных IT-кадров.

Бумажная бюрократия уходит в прошлое

Одна из задач цифровизации административной деятельности вузов - снизить нагрузку на преподавательский и управленческий персонал за счет автоматизации рутинных процессов. При этом преподаватели получают возможность заниматься своей непосредственной деятельностью, а не заполнением бесконечных отчетов. В вузах вводится электронный документооборот, для взаимодействия с абитуриентами и студентами применяются CRM-системы, внедряются аналоги МФЦ, где можно заказать различные документы. Также есть опыт внедрения более масштабных решений - например, ERP-систем, которые позволяют упростить доступ к данным, их анализ, принятие управленческих решений.

Сейчас виден зарождающийся тренд на внедрение экосистемного подхода. Это перспективное направление для университетов. В рамках экосистемы вуз взаимодействует с разными заинтересованными сторонами - компаниями-разработчиками, работодателями, студентами и т.д. Бизнес вовлекается в образовательный процесс, может влиять на разработку программ, подготовку специалистов, инвестирует в цифровые образовательные технологии. Это способствует развитию цифровизации университетов, а также позволяет актуализировать образовательные программы, привести их в соответствие с реальными потребностями экономики в кадрах.

Положительный эффект дает и объединение вузов в рамках различных консорциумов. В мире стремительно развивающихся технологий университетам сложно отвечать на все вызовы времени в одиночку. Нахождение в консорциумах позволяет вузам участвовать в различных программах, развиваться.

Несмотря на сложности, цифровизация вузов - реальность времени. Она продиктована потребностями современной экономики, науки, развитием инноваций. Вузам придется меняться, чтобы адаптироваться под требования времени, иначе они проиграют конкуренцию за кадры, финансы, другие ресурсы.