ФАС и ЦБ дадут банкам рекомендации по рекламе во избежание штрафов

На фото слева направо: председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков, главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин, заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров
28 февраля прошел второй день ежегодной встречи с Банком России по вопросам регулирования деятельности участников финансового рынка, организованной Ассоциацией банков России. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Андрей Кашеваров затронул тему массовых жалоб граждан на рекламу банковских вкладов: "В связи с этим ФАС совместно с Центробанком разработает документ с рекомендациями по их рекламе".
Андрей Кашеваров добавил, что если рекомендации не сработают, то надо будет говорить о том, что стоит внести поправки в российское законодательство: "В последнее время нарушения со стороны финансовых организаций и в первую очередь банков объемны и вызывают опасения. После нарушения по сетям электросвязи второе место занимает нарушение на рынке финансовых услуг - 14%. Не исключаю, что за нарушение "Закона о рекламе" для финансовых организаций стоит вводить оборотные штрафы, потому что больше их пока ничто не останавливает. Мы уже несколько раз повышали размеры штрафов, но нарушения как были, так и остаются. Здесь нужны дополнительные шаги с целью, чтобы реклама была максимально близка к достоверной".
На вопрос корреспондента ComNews, каким будет размер штрафа в случае несоблюдения финансовыми организациями рекомендаций Центробанка и ФАС по рекламе вкладов, Андрей Кашеваров ответил, что если рассматривать возможные варианты, то штраф, скорее всего, будет рассчитываться не от выручки банка, а от собственного капитала.
Представители пресс-служб ПАО "Банк ВТБ", ПАО "Сбербанк", АО "Альфа-Банк", АО "ТБанк", АО Дом.РФ не ответили на запрос корреспондента ComNews.
Президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков рассказал, что банки не отворачиваются от этой проблемы: "Банки признают, что она существует. Мы собирали инициативную группу по осмыслению этой проблемы. У нас есть ряд и законодательных предложений, поэтому мы в полном позитиве и сознании ответственности за процесс, готовы работать и в законопроектном поле тоже".
На слова Анатолия Козлачкова Андрей Кашеваров отметил, что было бы замечательно, если бы этот вопрос можно было обсудить в рамках ассоциации и выработать правила, которые можно отнести к саморегулированию: "Поведение кредитных организаций часто основывается на стереотипах, которые используют некоторые банки. И, как я уже упоминал ранее, меры, связанные с саморегулированием, могут стать одной из альтернатив".
Всего в 2024 г. ФАС оштрафовала нарушителей "Закона о рекламе" на 161,3 млн руб. Ведомство отмечает, что наибольшее количество нарушений по-прежнему связано с распространением рекламы по сетям электросвязи - 40% от всех выявленных нарушений.
Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова считает, что предлагаемое саморегулирование проблемы не решит, некоторые не вполне добросовестные банки будут делать то же самое, что и раньше, но использовать более хитрые методы, чтобы обойти закон. "Конечно, лишить банк лицензии за недостатки рекламы было бы неправильно, да этого и не произойдет, но наиболее эффективным способом борьбы с недобросовестной рекламой был бы запрет для соответствующих банков в течение какого-то длительного периода, например года, размещать рекламу там, где были выявлены и доказаны случаи введения в заблуждение клиентов. Например, если граждан намеренно вводил в заблуждение рекламный ролик банка на телевидении - запретить банку размещать рекламу на любых телеканалах, даже не федерального значения, в течение, допустим, года. Если людей ввели в заблуждение посредством рекламы в интернете - запретить рекламировать услуги на год в интернете, и пусть в течение года нехорошие банки делают соответствующие выводы", - отметила Наталья Мильчакова.
