Кирилл Поляков, сооснователь цифровой платформы для управления стройкой Pragmacore
Кирилл
Поляков

сооснователь цифровой платформы для управления стройкой Pragmacore
© ComNews
20.01.2025

Строительная отрасль с каждым годом все более открыта к цифровизации. Растет и объем рынка цифровых решений: по данным экспертов, сегодня он составляет порядка 26 млрд руб., а к 2028 году он может вырасти до 130 млрд руб. И хотя компании активно интересуются "цифрой", далеко не всегда попытки внедрения заканчиваются успешно: часто решение не приживается или же компании отказываются от него еще на этапе пилота, а то и вовсе разочаровываются в цифровизации. О том, почему так происходит и что делать, чтобы первое внедрение не закончилось провалом, рассказывает Кирилл Поляков, сооснователь цифровой платформы для управления стройкой Pragmacore.

Что мешает компаниям на пути цифровизации

Одна из самых распространенных препятствий на пути цифровизации - разобщенность данных внутри компании. Например, информация о проекте хранится в эксель-таблицах, CRM, 1С и нет единой формы, которая понятна и удобна всем участникам процесса. В таком случае, даже если пытаться что-то оцифровать и внедрять цифровые инструменты - велика вероятность, что они не приживутся либо со временем их использование сойдет на нет, ведь все привыкли работать в разных форматах и с разными источниками.

Бывает и так, что руководитель компании вместо того, чтобы упорядочить данные и в погоне за трендами решает внедрять сразу несколько инструментов, пытаясь оцифровать все и сразу. В конечном итоге компания получает цифровой "винегрет": ожидания от цифровизации не оправдываются, а работать становится только сложнее. Как следствие - опыт неудачного внедрения. Чаще всего так происходит из-за следования трендам без осознавания смысла и ценности цифровизации для компании.

Отсутствие унификации в цифровизации строительства - проблема, которая в целом препятствует повышению уровня и развитию цифровой зрелости отрасли. Существует огромное количество решений, которые казалось бы решают одни задачи, но при этом никак друг с другом не согласованы и не связаны. Например, для работы с BIM используется одна программа, для работы с документаций и отчетностью - другая, а для контроля строительного процесса - третья. И при этом, какие-то компании ещё и разрабатывают собственные решения, полагая что среди уже имеющихся на рынке точно нет ничего подходящего и тратя на это миллиарды рублей. И это не только не способствует унификации, но и еще больше увеличивает разрыв.

Еще одна распространенная проблема, с которыми компании сталкиваются на пути внедрения цифровых решений - нехватка квалифицированных инженерно-технических специалистов, тех кто непосредственно взаимодействуют с цифровыми данными. Старая гвардия - специалисты с внушительным опытом работы на стройке - часто отрицает цифровизацию: людям консервативной закалки удобнее и привычнее фиксировать данные на бумаге или табличках, они привыкли к этому еще с советских времен, и теперь это - самые ярые оппоненты цифровизации. Молодые же специалисты не всегда обладают достаточно глубокими знаниями в сфере строительства в силу отсутствия опыта, но понимают преимущества оцифровки.

Существует также проблема влияния сверху. Компании могут тратить много времени на пилотные запуски и попытки внедрения навязанные сверху решений, но в результате все равно идут за эффективными продуктами в рынок.

Впрочем, разочарование может быть и по другим причинам: многие внедрения заканчивались неудачей по причине низкой вовлеченности разработчиков в проект и недостаточно хорошего понимания отрасли и специфики строительных компаний. IT-специалисты, которые предлагают цифровые решения для стройки, зачастую совсем не представляют, как работают строители, какие этапы проходит строительный проект и что актуально на каждом их них. В результате после попыток внедрения такого решения пилот проваливается или от него отказываются спустя время по причине того, что сервис просто не удовлетворяет настоящим потребностям компании.

Как избежать провалов: 5 правил успешного внедрения

  1. Начать цифровизацию стоит с упорядочивания данных: с того, чтобы собрать всю информацию воедино. Для этого может потребоваться много времени и ресурсов, прежде всего - человеческих, но зато принесет результат.

  2. Поставьте понятную цель. Успешное внедрение всегда начинается с правильного целеполагания. Прежде чем внедрять, ответьте на вопрос - зачем и что вам это даст в конкретных показателях? И это не всегда очевидный эффект. Например, это может быть сокращение времени участия в совещаниях и экономия соответсвующих ресурсов.

  3. Выбирайте надежного партнера. Максимальная вовлеченность вендора в проект - залог успешного внедрения. Если отношения между заказчиком и разработчиком предполагают лишь вопрос-ответ в формате техподдержки - вероятнее всего, внедрение не будет успешным. Слишком большой риск упустить важную деталь, из-за которой нарушится весь процесс. Чем плотнее идет работа и взаимодействие разработчика и заказчика, чем больше разработчик погружается в процессы компании - тем эффективнее это будет для обеих сторон. Опытный и надежный разработчик как правило предлагает и инжиниринг вместе с внедрением - профессиональная команда, сопровождающая внедрение на всех этапах, гарантирует его успех.

  4. Не пытайтесь оцифровать все и сразу. Зачастую бывает так, что руководитель, "горящий" идеей цифровизации, хочет оцифровать все, внедряя одно решение за другим. В результате получаются разрозненные данные по отделам, которые не пересекаются между собой, а иногда и противоречат друг другу. Объять необъятное невозможно и лучшим решением на старте будет начать с цифровизации простых и понятных процессов.

  5. Сделайте цифровизацию главной целью и следуйте ей. Возможно, иногда придется проявлять твердость и категоричность вплоть до увольнения несогласных. Воспринимайте цифровизацию как инвестицию в бизнес, ведь в перспективе это позволит качественно изменить работу всех структур и отделов компании и легче масштабировать бизнес в будущем.