Майнинга станет меньше
Заместитель председателя правительства РФ Александр Новак провел заседание Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики. Ее участники обсудили условия введения запрета на майнинг цифровой валюты на территории субъектов РФ со сложной режимно-балансовой ситуацией в электроэнергетике, в частности там, где прогнозируется дефицит электроэнергии и мощности в осенне-зимний отопительный период.
Такой запрет планируется ввести на территории всей Иркутской области, отдельных частей Республики Бурятия и Забайкальского края до 2031 г. в осенне-зимний отопительный период. Кроме того, ограничение майнинговой деятельности предложено ввести до 2031 г. на территориях Республики Дагестан, Республики Северная Осетия - Алания, Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, а также на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
"Минэнерго совместно с энергетическими компаниями, а также другими заинтересованными органами федеральных и региональных властей поручено проработать вопросы введения механизма осуществления контроля за реализацией запрета, высвобождения используемой электрической мощности потребителей, осуществляющих майнинговую деятельность, для технологического присоединения иных потребителей, особенно имеющих социально значимый статус, а также введения запрета в иных регионах, в том числе в тех, где реализуются программы повышения надежности электросетевого комплекса, финансируемые из бюджетных средств", - сказано в сообщении правительства.
На вопросы корреспондента ComNews Минэнерго, администрации Иркутской области, республик Дагестан и Северная Осетия-Алания, пресс-службы Запорожской области, Луганской Народной Республики, управление пресс-службы главы и правительства Карачаево-Черкесской Республики, правительство Донецкой Народной Республики, Ассоциация промышленного майнинга, ООО "Интелион Майн" (Intelion Data Systems), ООО "Битривер Рус" (BitRiver) не ответили.
Исполнительный директор Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) Александр Бражников отметил, что кто бы чего ни хотел и ни планировал, ограничения, как инструмент регулирования рынка, будут всегда: "В какой степени они будут применяться, покажет практика: либо люди будут замерзать, а промышленность ради криптовалюты встанет, либо будет найден разумный компромисс. Майнинг, как индустрия, появился и развивается столь стремительно, что отечественная энергетика, часто считавшаяся избыточной, встала перед очень жестким выбором. Мы не можем заморозить людей и не развивать производство. При этом и ресурсов на столь же стремительное развитие энергетики нам взять прямо сейчас неоткуда. Но, мне кажется, ситуация небезвыходная".
Александр Бражников подчеркнул, что энергетика всегда была и будет важным системообразующим фактором: "Возможно, не завтра и даже не послезавтра, но сами майнеры станут инициатором развития новых энергетических ресурсов. Построить вторую Братскую ГЭС не под силу одному человеку. Но уверен, что на паевых условиях при тесном взаимодействии с государством и отраслевыми энергетическими структурами управления консорциум майнеров смог бы начать решать эту проблему. Вопрос ведь не в том, чего не хватает, а в том, что сделать, чтобы хватало. Кто хочет - ищет возможности, а кто не хочет - всегда найдет причины".
Кандидат юридических наук Михаил Берандзе считает, что выделение мощности в одном месте и использование свободных остатков для майнинга при одновременной ее нехватке в другом является некорректным распределением: "В связи с этим ограничения в виде запрета являются неизбежной мерой регулирования распределения электроэнергии и ее расходования. Вполне вероятно такие ограничения преодолеть. Изменения в законодательстве нередко происходят по инициативам представителей самой отрасли, от лица ассоциаций или иных объединений".
Инвестиционный советник Юлия Галкина считает, что майнинг поможет нормировать работу электроподстанций, если его организовывать на базе электростанций: "Тогда в пиковые нагрузки майнинг сокращается, а в другие часы - с помощью майнинга стабилизируется работа сети. И с экономической точки зрения майнингом надо заниматься именно в Иркутской области. Думаю, надо не запрещать, а регулировать и делать это технически. Возможно это требует автоматизации, которой у нас нет. Интересно, что производство алюминия требует еще больше электроэнергии, чем майнинг, почему производство алюминия не запрещают?"
Независимый финансовый советник Нина Култышева отметила, что все известные крупные майнинг-фермы в Петербурге за последние пару лет либо закрылись в связи с низкой рентабельностью, либо переехали за Урал и далее к востоку нашей родины, где электроэнергия дешевле. "Маржинальность майнинга на территории Иркутской области и отдельных частей Республики Бурятия и Забайкальского края теперь либо перейдет в серую зону - незаконные подключения к сетям за взятку, например, - либо будет еще менее выгодна владельцам ферм, если платят по счетчику. На это и нацелено законотворчество. Как это скажется на развитии? Затормозит, разумеется. Майнинг и так сокращается, мера поможет затормозить еще больше этот процесс", - считает Нина Култышева.
https://www.comnews.ru/content/236316/2024-11-18/2024-w47/1002/novye-lyudi-delayut-novyy-ii