Российское промышленное ПО и роботизированные системы смогут посоперничать за нишу на рынке Китая
Об этом заявил цифровой атташе торгового представительства России в Китае Евгений Суханов на
"В Китае около 90% используемого промышленного программного обеспечения зарубежное. Крупнейшие проекты китайских инженеров все еще опираются на разработки лидеров отрасли из США, Германии, Франции и других стран. Востребованными на рынке Китая являются системы САПР и PLM тяжелого класса, системы проектирования микроэлектроники (EDA - программный продукт, который помогает проектировать электронные системы с помощью компьютеров)",- рассказал Евгений Суханов.
По его словам, отраслевой трудностью для продвижения российских ИТ-продуктов является зрелость рынка и высокая конкуренция; роль играет устоявшаяся десятилетиями зависимость цикла разработки от европейских и американских решений: крупнейшие инженерные бюро Китая до сих пор полагаются на продукты ANSYS Fluent, Abaqus, STAR-CCM+.
"Другая трудность для российских вендоров обусловлена настойчивыми попытками китайских дизайн-центров заполучить технологию или кадры российской компании-разработчика, но не конечный продукт", - подчеркнул цифровой атташе.
Объем ВВП Китая по итогам 2023 г. достиг $17,889 трлн. Цифровая экономика пронизывает все сектора на 43% от ВВП среди отраслей экономики. Наибольшая доля ВВП у промышленности и торговли - около 32% и 10%, соответственно. При этом на обрабатывающее производство приходится 26,2% ВВП.
Рынок связи, ПО и ИТ-услуг в Китае оказался больше российского почти в 20 раз. Несмотря на небольшую долю ВВП Китая у ИТ-сектора - всего 4,4% - стоимостной объем этой отрасли достиг $780 млрд. Для сравнения, в России ИТ-сектор по итогам прошлого года составил $40 млрд.
Второй приоритетной нишей в Китае, по словам цифрового атташе, является рынок роботизированных систем: в объеме продаж промышленных роботов в Китае зарубежные решения занимают 48%, и, несмотря на активное импортозамещение, у российских производителей образовательной и медицинской робототехники есть перспектива.
"Формой поставки может быть экспорт услуг по разработке или экспорт технологий, услуги по разработке системного ПО, IP-блоков для новых экосистем, сформированных вокруг китайских микроархитектур ARM и ядер операционных систем. Уже более десятилетия их приобретают китайские компании. Эта ниша является высоко перспективной", - объясняет Евгений Суханов.
По его словам, информационная безопасность стоит особняком в списке потенциально экспортируемых решений их РФ, потому что требования для участия в крупных тендерах прямо угрожают интеллектуальной собственности зарубежных инфобез-компаний - они включают в себя раскрытие исходного кода для тестирования решения.
В 2019 г. китайские регуляторы активизировали усилия по вытеснению зарубежных аналогов с внутреннего рынка: требования предъявляются как к доле зарубежного капитала в компании, так и к гражданству генерального директора.
Как отметил цифровой атташе, для проработки приоритетных ниш используются следующие формы сотрудничества с китайским бизнесом: заключение сделок с доверенным китайским партнером; работа с профильным специалистом в китайском дочернем предприятии; посещение профильных мероприятий; взаимодействие с российскими подразделениями китайских компаний; технологическое сотрудничество через российские юридические лица; участие в малых подрядных проектах для закупок с малыми бюджетами.
По словам Евгения Суханова, участие в тендерах китайских малых и средних предприятий привлекательно для российских ИТ-компаний тем, что такие тендеры могут не содержать требований к локализации необходимой продукции или содержать незначительные требования.
"Один из регуляторов, усложняющих проникновение зарубежных товаров на китайский рынок ИТ, - это Рабочий комитет по внедрению инноваций в сфере ИТ. Общая рекомендация: проработка потенциальных направлений, в том числе через профильные ассоциации, ассоциации по радиоэлектронной промышленности и экспортно-импортную ассоциацию", - подчеркнул Евгений Суханов.
По его словам, всех заказчиков, которые могут приобрести ИТ-продукцию и ИТ-услуги, можно разделить на четыре группы: местные органы власти, нуждающиеся в цифровизации услуг, передовые дизайн-центры, университеты, открытые как к внедрению зарубежных средств разработки, так и к совместным проектам; малые и средние предприятия, желающие приобрести ИТ-решения, пусть и на зарубежном рынке, но не по заоблачной цене.
Заместитель торгового представительства России в Китае Алексей Ефимов сообщил, что на внутреннем рынке Китая процессы идут очень бурно: появляется множество новых проектов и политик по поддержке развития отрасли информационных технологий.
В конце мая 2024 г. Министерство промышленности и информатизации Китая, Главное государственное управление по регулированию рыночной деятельности и Государственная канцелярия интернет-информации Китая совместно опубликовали программу построения стандартов информатизации КНР, рассчитанную до 2027 г.
"Одной из важнейших целей этой программы является совершенствование стандартов разработки и применения ключевых информационных технологий, а именно: промышленного программного обеспечения, операционных систем, в том числе промышленных процессоров нового поколения и специализированных процессоров, больших языковых моделей и генеративного искусственного интеллекта, смарт-контрактов и других блокчейн-технологий, квантовых вычислений, коммуникаций, измерений в 3D-метавселенных", - рассказал Алексей Ефимов.
По его словам, китайские регуляторы ставят целью улучшение стандартов цифровой инфраструктуры на базе сетей 5G и разработку сетей 6G, промышленного интернета вещей и трехмерных пространственных моделей.
https://www.comnews.ru/content/235147/2024-09-13/2024-w37/1008/rossiysk…