Паул
Кукитз

технический директор стартапов
Иван
Кисляев
© ComNews
21.06.2024

Владелец и разработчик успешных IT-платформ для развития бизнеса рассказал о том, как создать качественный цифровой продукт и сделать его востребованным на рынке.

Ведущие IT-специалисты страны собрались на ежегодную конференцию IT IS conf – 2024 в Екатеринбурге. Первые лица крупнейших IT-компаний, высшие государственные чиновники и представители бизнес-сообщества обменивались опытом и делились информацией о тенденциях рынка информационных технологий и о вопросах внедрения передовых IT-решений в бизнес и государственные структуры.

В контексте интеграции информационных технологий во все сферы экономики особый интерес представляет опыт успешных IT-стартапов, таких, например, как Avоloan или Restomania Паула Кукитза — создателя востребованных IT-проектов, человека одинаково успешно выступающего в роли IT-специалиста, технического директора и владельца компаний. Поговорили с Паулом о том, насколько далеко ушла IT-сфера от традиционного бизнеса и насколько современные цифровые решения доступны для быстрой адаптации в существующие бизнес-процессы.

Как специалист с многолетним опытом создания востребованных на рынке IT-проектов, скажите, какие подходы можно использовать для внедрения новых решений?

Для успешного перехода на новый софт прежде всего, необходимо провести тщательный анализ текущих бизнес-процессов, потребностей организаций и возможных рисков при переходе новое решение. Это позволит определить, какие продукты и технологии лучше всего соответствуют необходимым требованиям. Важно перед применением протестировать продукт в реальных условиях, чтобы оперировать реальными результатами его применения, а не прогностическими данными, основанными на проектной документации. Это поможет выявить возможные проблемы и определить, насколько они подходят для масштабирования. Кроме того, переход на новые технологии требует подготовки и обучения сотрудников.

Вы сооснователь платформы Avoloan, запускающейся в актуальной и высококонкурентной области потребительского кредитования. В чем суть проекта? За счет чего Вы хотите занять свою нишу на этом рынке?

Если посмотреть статистику на апрель этого года, то средний процент отношения долга домохозяйств к ВВП в Европе составляет 56%, в США — 73%, при том, что задолженность по кредитным картам в США уже превышает триллион долларов. Это огромный рынок, который дает большие возможности. Суть нашего с моим бизнес-партнером Максимом Писеговым стартапа в том, чтобы помочь обычному потребителю — владельцу кредитной карты без специальных познаний в области экономики и финансов — снизить кредитную нагрузку или быстро закрыть долг. С помощью нашей платформы клиенты смогут консолидировать свою задолженность по кредитным картам и, получив более выгодные предложения с низкими процентными ставками, рефинансировать долг. Наш продукт ориентирован на широкого потребителя, и благодаря заложенным в него преимуществам — простоте и удобству его использования, мы уверены, его ждет успешное будущее. В данный момент команда проекта сформирована и работает над тем, чтобы к концу этого года представить бета-версию продукта. Этот проект меня настолько захватил, что сейчас, пожалуй, он занимает большую часть моего внимания.

Можете привести пример того, как ваш продукт помогает снизить кредитную нагрузку?

Например, владельцы кредитных карт, допустившие превышение льготного периода пользования кредитными деньгами, попадают на высокий процент, к которому не были готовы, так как или не читали соответствующий раздел договора, или заблуждались относительно его смысла. Этот процент можно значительно снизить путем рефинансирования долга. Также можно существенно уменьшить размер ежемесячных платежей или быстро погасить кредит, выданный на условиях длительного срока погашения. При этом потребителю не нужно изучать запутанные условия, которые предлагают традиционные банки, и вести переговоры с их клиентскими отделами, либо платить внушительную сумму кредитному брокеру без гарантии получения оптимального результата. Достаточно просто воспользоваться нашим сервисом, где все доступно и понятно, причем обойдется это гораздо дешевле.

Это Ваш первый проект B2С, в котором вы непосредственно работаете с потребителем. До этого Вы выпускали продукты, для бизнеса, как, например, Rainer, Foodhub или Restomania. Последняя в 2023 году вошла в ТОП-100 проектов RB-Choice — перспективных стартапов по версии портала RusBase. Расскажите о принципе её работы и о том, как она создавалась?

Рестомания – это система заказов еды для ресторанов сегмента премиум, которая используется несколькими ресторанными группами. Вся техническая инфраструктура проекта была разработана под моим руководством, включая уникальные архитектурные и технические решения. Сервис, появился задолго до продукта Ultra Яндекс.Еды и позволял существенно увеличить прибыль ресторанов. Сейчас уровень технических решений нашего IT-продукта позволяет нашему прямому конкуренту также его использовать для решения некоторых сложных задач, таких, как консолидация заказов с разных точек в единый.

В Рестомании, куда для разработки этого продукта меня пригласили владельцы проекта, я до сих пор являюсь техническим директором, отвечаю за стратегию технических решений и, в частности, за разработку новых сервисов, оптимизацию процессов. В целом, все целевые проекты, и Рестомания в частности, вышли из WWDA – моей собственной компании, созданной ещё в 2015 году. В ней я собрал сильных разработчиков, обладающих дизайнерским мышлением и аналитическим подходом. Компания занимается созданием различных цифровых продуктов для широкого круга заказчиков, от стартапов до крупных корпораций.

Если вернуться к теме нашего разговора, на ваш взгляд, за какими IT-проектами будущее и легко ли будет проложить этим продуктам дорогу в жизнь?

Если говорить о сферах IT, то из года в год возрастает актуальность таких направлений, как облачные технологии, искусственный интеллект, Big-data, и пожалуй, кибербезопасность. Но я уверен, что успешность проекта на 99% зависит не от его сферы, а от команды, которая занимается его созданием. Успешность моих проектов — это не следствие выбора нужной ниши рынка, а пример качественной работы всех членов команды, включая прямую работу с заказчиками и инвесторами. Мы не разрабатываем абстрактный продукт, чтобы потом пытаться запустить его в работу. Мы привлекаем под конкретный проект инвестиции с заранее обозначенными условиями. Все его участники, в том числе инвесторы и заказчики, до начала его разработки в деталях понимают его задачи и способы их решения. Я всегда понимаю, что, как и зачем я что-либо делаю. Как следствие, я берусь за реализацию только тех идей, в успех которых верю.

Если говорить об вопросе внедрения продукта, то я могу сказать, что сов IT-компании демонстрируют не только высокий уровень качества и инновационности своих продуктов, но и высокий уровень маркетинга. Во всех ведущих IT-компаниях этому вопросу уделяется значительное внимание. Поэтому при развивающейся тенденции подхода к созданию информационных продуктов без отрыва "от земли", особенно при поддержке со стороны государства и бизнеса, я уверен, что разрыв между успехами разработчиков и вендоров ПО будет минимальным.

Наверняка и сами используете эти подходы, поскольку вы являетесь не только разработчиком, но и бизнесменом. Совмещаете сразу несколько ролей —- владельца, технического руководителя и разработчика. Как вам удается эффективно управлять всеми этими направлениями одновременно?

Для меня это довольно просто, поскольку я в этой сфере хорошо разбираюсь. По специальности я бакалавр информационных технологий, закончил Новосибирский государственный университет– один из сильнейших вузов страны. Его выпускники востребованы в крупнейших мировых IT-гигантах, таких как Google, Microsoft, Apple, поскольку это универсальные специалисты. Поэтому во всех моих проектах я сам руковожу IT-разработкой, принимаю архитектурные и технологические решения. В том, что все мои продукты успешно реализованы и являются рабочими, полностью моя заслуга как технического специалиста.

Что касается управленческого опыта, то с детства я видел пример моих родителей. Они предприниматели, а у предпринимателей, как известно, нет выходных, и многие рабочие вопросы обсуждались дома в кругу семьи. Я был невольным свидетелем и даже участником обсуждений и принятия решений, касающихся бизнеса родителей, в котором было занято несколько десятков работников. Семья и образование сыграли определяющие роли в моей карьере как технического специалиста, так и руководителя и предпринимателя.