Image by Gennady Grachev on Wikimedia
Счетная палата РФ обнаружила, что для ГИС ГМУ - сайта для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях - Федеральное казначейство так и не определило цели создания и планируемый эффект от внедрения. За 10 лет затраты на ГИС составили более 1,7 млрд руб. Счетная палата указала на проблему в законодательстве. 
© ComNews
27.06.2024

Государственная информационная система "Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ГИС ГМУ) существует с 2011 г. и развивается за счет средств федерального бюджета по госпрограмме "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков".

Оператором и заказчиком работ по этой системе является Федеральное казначейство. По данным Счетной палаты, с 2012 г. по 2022 г. расходы на ГИС ГМУ составили более 1,7 млрд руб.

ГИС ГМУ представляет собой сайт с перечнем государственных и муниципальных учреждений России в области здравоохранения, культуры, медико-социальной экспертизы, образования и социального обслуживания. Из этой системы можно узнать, например, кто является главным врачом в поликлинике, увидеть основные документы каждого учреждения.

Информацию об учреждении, сведения о его бухгалтерской отчетности, о расходе средств и проч. требует указывать федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и приказ Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н.

В ГИС есть также балльная система оценки каждого учреждения по таким критериям, как открытость, комфортность, доступность услуг, доброжелательность и удовлетворенность. Типичной оценкой является "пять звезд".

Пресс-служба Федерального казначейства пояснила, что сутуществует система независимой оценки условий оказания услуг учреждениями социальной сферы (НОК), ее проводят с помощью инструментов официального сайта и мобильного приложения "Оператор". Организация проверяет учреждения по таким критериям: открытость информации об организации, комфортность предоставления услуги, вежливость сотрудников, удовлетворённость услугами и доступность услуг для инвалидов.

"Граждане могут сами высказать мнение об условиях оказания услуг с помощью официального сайта и мобильного приложения "Наше мнение" Каждый год все больше людей оставляют отзывы и оценки. Например, в 2023 г. таких отзывов стало в три раза больше, чем в 2022 г. Такая оценка нужна, чтобы люди знали, какие услуги качественные, а какие нет. Также на помогает улучшить работу организаций. Итоги проверки размещают на официальном сайте, чтобы люди могли выбрать учреждение для получения социальных услуг", - следует из ответа пресс-службы Федерального казначейства.

На сайте ГМУ представлена графа "сводная статистика" по всем учреждением, но заполнена она только за 2019 г. И если с 2012 г. по 2019 г. сайт хотя бы предлагает узнать данные, то с 2019 г. по текущий год таких полей нет.

Счетная палата указывает: несмотря на то что за ГИС ГМУ отвечает Федеральное казначейство, соответствующие полномочия и обязанности за ним нормативно не закреплены; причина этого - отсутствие в действующем законодательстве в сфере ИТ таких требований.

По информации Счетной палаты, с момента создания ГИС ГМУ в документах стратегического планирования и иных документах не было показателей, которые давали бы понять, на какой стадии развития находится ГИС и какими должны быть результаты ее внедрения.

"Это потенциально может приводить к использованию средств федерального бюджета без достижения результата", - отметил аудитор Счетной палаты Данил Шилков.

Пл данным Федерального казначейства, ГИС ГМУ интегрирована с системой управления общественными финансами "Электронный бюджет", региональными и муниципальными информационными системами.

Однако проверка Счетной палаты выявила, что в системе отсутствуют сведения о результатах деятельности более 20% действующих учреждений, а в более чем 70% сведений выявлены несоответствия.

Пресс-служба Счетной палаты сообщила, что в ГИС ГМУ дублируются сведения из информационных систем, с которыми уже проведена интеграция, но не была исключена обязанность учреждений по предоставлению сведений и подтверждающих документов, уже имеющихся в этих системах. Это интеграции с единым государственным реестром юридических лиц в части получения кратких сведений и/или выписок о юридических лицах; с подсистемами инфраструктуры электронного правительства в части обеспечения возможности размещения на ГИС ГМУ информации участниками отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере; а также с ЕИС в сфере закупок в части передачи сведений о размещенных планах финансово-хозяйственной деятельности.

Основополагающим нормативным правовым актом, который закрепляет регулирование ГИС, является Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а именно статья 14. В соответствии с пятым пунктом этой статьи каждая ГИС создается на основании решения о ее создании и государственного контракта на ее создание, а порядок ввода в эксплуатацию устанавливает заказчик.

Юрист "Сапожников и Партнеры" Анастасия Пастущик отметила, что более детально аспекты создания и эксплуатации ГИС установлены подзаконными нормативными правовыми актами, наиболее важный из которых - постановление правительства РФ от 06.07.2015 №676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".

Счетная палата указывает на недостаточность нормативного правового регулирования жизненного цикла ГИС и выделяет следующие пробелы в российском законодательстве: отсутствие требований к содержанию акта, который предусматривает обязанность государственного органа по созданию и развитию ГИС, и, как следствие, отсутствие нормативного закрепления за таким государственным органом соответствующих полномочий и обязанностей.

Вторым пробелом, по данным Счетной палаты, является отсутствие требований по государственной регистрации всех версий ПО, которые появляется на каждом этапе модернизации ГИС. По данным Счетной палаты, этот пробел говорит о ненадлежащем оформлении прав на ПО системы.

Третьим пробелом Счетная палата назвала отсутствие положений, которые регулируют ввод ГИС в эксплуатацию по результатам ее развития. В связи с этим Счетная палата предложила поручить Минцифры РФ подготовить предложения по внесению изменений в требования, установленные постановлением правительства РФ от 06.07.2015 №676.

Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков полагает, что Счетная палата в части пробелов в законодательстве говорит именно о полномочиях заказчика ГИС.

"Заказчик, который тратит деньги на проект, должен управлять им и контролировать относимые к нему активы или во всяком случае обеспечивать их корректное создание и оформление. К последнему нас отсылает замечание об отсутствии регистрации всех версий программного обеспечения. Закон - ч.4 Гражданского кодекса РФ - этого в обязательном порядке не требует, однако суды относятся к свидетельству Роспатента серьезно. Счетная палата понимает это и ориентирует участников проекта к регистрации", - объясняет Павел Катков.

Коммерческий директор ООО "Код Безопасности" Федор Дбар добавил, что у ГИС ГМУ киберриски точно такие же, как у любой другой государственной информационной системы, а ответственность за обеспечение безопасности ГИС несет владелец системы, в случае ГИС ГМУ - это Федеральное казначейство.

Новости из связанных рубрик