Цифровые платформы и искусственный интеллект сформируют экономику данных к 2030 г.
ПМЭФ 2024. На фото, слева направо: заместитель руководителя Росреестра Елена Мартынова, генеральный директор "СКБ Контур" Михаил Сродных, начальник департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций ПАО "Газпром нефть" Атон Дюмин, старший вице-президент ПАО "Ростелеком" Дарий Халитов, генеральный директор ЦИАН Дмитрий Григорьев
На круглом столе "Российская экономика данных: задавая векторы до 2050 г." (ПМЭФ 2024) его участники попытались посмотреть на 25 лет в будущее. К этому времени, как отметил старший вице-президент по информационным технологиям ПАО "Ростелеком" Дарий Халитов, не оцифрованных бизнес-процессов уже не останется.
Но при этом, как напомнил модератор дискуссии, директор центра научно-технологического прогнозирования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Александр Чулок, технологическое развитие будут определять несколько сотен тенденций, которые при этом тесно между собой взаимосвязаны. Он особо выделил персонифицированные сервисы, в том числе в сфере медицины, а также развитие экономики совместного потребления, объемы которой уже по итогам 2023 г. оценивались в триллионы долларов в мировом масштабе, и Россия также не отстает.
Начальник департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций ПАО "Газпром нефть" Атон Дюмин особо выделил нейроинтерфейсы, сильный искусственный интеллект (ИИ), способный принимать решения, а также технологии продления активного долголетия. Он сравнил эффект от их внедрения с распространением смартфонов в их нынешнем виде на рубеже нулевых и 2010-х гг., который было сложно представить. Антон Думин сделал прогноз, что к 2050 г. производства станут относительно небольшими, децентрализованными и территориально распределенными. При этом, по его мнению, практически исчезнут проводные сети, которые заменят высокоскоростные спутниковые каналы связи. Также Антон Думин прогнозирует, что многие производства станут безлюдными или почти безлюдными, и значительную часть решений будет принимать ИИ.
Генеральный директор ЦИАН Дмитрий Григорьев назвал главной тенденцией, влияние которой уже видно, персонализацию сервисов, которая трансформируется в гиперперсонализацию — предсказание поведения потребителя на основе предиктивной аналитики, причем средой для сбора и обработки данных станут цифровые платформы и экосистемы, как государственные, так и корпоративные. Среди перспективных технологий он особо выделил средства виртуальной реальности, удешевление и повышение доступности которых резко увеличит количество сделок с недвижимостью, которые будут проводиться в удаленном режиме. При этом уже по итогам первых месяцев 2024 г., по статистике ЦИАН, без малого треть сделок по аренде недвижимости проходила в удаленном режиме, а у клиентов моложе 30 лет эта доля еще выше. Дмитрий Григорьев спрогнозировал, что уже через 5 лет 70% сделок будет проходить удаленно. Кроме того, он обратил внимание на то, что цифровизация позволила многократно ускорить прохождение сделок с недвижимостью: ускорение выдачи ипотеки составило 22 раза, а продажи или аренды — в 6 раз.
По мнению заместителя председателя правления АО "Россельхозбанк" Николая Ульянова, тенденции к разукрупнению будут происходить и агросекторе: там также большая часть производства будет приходиться на небольшие хозяйства. Глобальной тенденцией он назвал переход к точному земледелию, что позволит нарастить производство сельхозпродукции к 2050 г. в 5 раз по сравнению с текущим уровнем. Также Николай Ульянов спрогнозировал, что к 2050 г. использование людей во многих сферах, в частности, транспорта и логистики, будет расточительным. По его оценке, к тому времени цифровые валюты почти полностью вытеснят традиционные, а за счет применения ИИ управление рисками станет точным почти на 100%.
Генеральный директор "СКБ Контур" Михаил Сродных назвал среди направлений, которые уменьшают потребность в персонале, технологии 3D-печати. По его оценке, эта технология еще больше снизит нагрузку на транспорт и логистику, и она будет способствовать уменьшению размеров производственных площадок.
Ректор Национального исследовательского университета ИТМО Владимир Васильев назвал появление ИИ-исследователей делом довольно близкого будущего. Он обратил внимание на то, что появление сильного ИИ самым серьезным образом повлияет на обработку данных. Очень серьезно поменяются требования к компетенциям сотрудников: по мнению Владимира Васильева, ИТ- и ИБ-специалисты в их нынешнем виде просто исчезнут, но их функции станут неотъемлемой частью специалистов функциональных, будь то финансисты, инженеры, преподаватели, исследователи.
Также, по мнению ректора ИТМО, к 2050 г. стоит ждать появления сети из ИИ-аватаров людей и различных объектов, и остро встанет вопрос взаимодействия между физическим и виртуальным миром, что может стать серьезным вызовом. Не менее серьезной проблемой, как предупредил Владимир Васильев, станет энергетический барьер, для преодоления которого затраты на проведение одной операции необходимо сократить на три порядка по сравнению с существующим уровнем, чего можно добиться только при использовании принципиально новых технологий вычислений. Кроме того, по его оценке, требуется радикальная смена модели системы образования.
Дарий Халитов назвал вызовом практически полную потерю приватности вследствие повсеместной цифровизации. Однако, по его мнению, предоставление сервисов, повышающих уровень приватности, может стать высокомаржинальным и востребованным направлением бизнеса.
Заместитель руководителя Росреестра Елена Мартынова назвала важнейшей задачей обеспечение достоверности данных. Особенно она обратила внимание на злонамеренное искажение со стороны мошенников.
Заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов на другой сессии ПМЭФ привел следующую статистику: "За год Сбер выявил 11,6 тысячи фишинговых сайтов, использующих бренд банка, из них 4,5 тысячи — в этом году. Кроме того, за год Сбер обнаружил 79 мобильных приложений, имитирующих принадлежность к банку, из которых 17 — в текущем году".
В будущем, как предупредила Елена Мартынова, такую практику могут освоить не только киберпреступники, но и недобросовестные конкуренты, поскольку искажение данных ухудшает качество управленческих решений. Однако, по ее оценке, уже появляются механизмы контроля данных, которые позволяют устранить такой риск.
Николай Ульянов назвал вызовом необходимость не просто импортозамещения, а импортоопережения при ограничении доступа к передовым технологиям в условиях ограниченного объема российского рынка.