Концепция Цифрового кодекса обрела очертания
Об этом корреспонденту ComNews сообщил источник на рынке. Он рассказал, что текущую концепцию разрабатывала Межведомственная рабочая группа, в которую входили представители заинтересованных государственных органов (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральная служба безопасности, администрация президента России и правительства Москвы), бизнес-сообщества (ПАО "Сбербанк", ассоциация разработчиков отечественных продуктов "Отечественный софт", Российский союз промышленников и предпринимателей), научных организаций - Институт законодательства и сравнительного правоведения, Высшая школа экономики и Московский государственный университет).
"Также вариант концепции, близкий к финальному, обсуждался на площадке АНО "Цифровая экономика" с представителями различных компаний", - сказал источник.
Он отметил, что Цифровой кодекс должен установить единый для отрасли понятийный аппарат, который в данный момент описывается в разных нормативных правовых актах, четкие регуляторные требования к государственным информационным системам, работе с данными и единый подход к цифровой идентификации граждан. "Благодаря документу должно появиться комплексное регулирование облачных технологий, больших данных и искусственного интеллекта. Принятие нового свода правил позволит быстрее и качественнее предоставлять госуслуги, снизить бюджетные расходы на создание информсистем, сделать взаимодействие государства с их пользователями прозрачнее и использование интернет-сервисов безопаснее", - отметил источник.
Одними из первых о необходимости разработки кодифицированного акта для цифровой среды говорили эксперты на Петербургском международном юридическом форуме в 2023 г., а осенью в публичном пространстве появилась подготовленная Минцифры первая концепция. "В марте 2024 г., после обсуждения с представителями государственных органов, бизнеса и научного сообщества, работа над концепцией Цифрового кодекса была завершена", - сказал источник.
Он упомянул, что, помимо этой, публично известно о подготовке еще двух концепций таких кодифицированных актов: в 2014 г. коллектив авторов из Института государства и права Российской академии наук подготовил концепцию Информационного кодекса, а в 2018 г. была инициатива разработки Инфокоммуникационного кодекса, для которого также готовилась концепция. "Однако ни одна из них не дошла до стадии рассмотрения на уровне федеральных органов", - отметил источник.
Минцифры на запрос корреспондента ComNews не ответило.
Источник подчеркнул, что зарубежный опыт также демонстрирует необходимость разработки и принятия такого кодекса. "Например, проект Цифрового кодекса уже разработан в Киргизской Республике. Исходя из данных в открытых источниках, регулирование Цифрового кодекса в Киргизии охватывает вопросы обработки и использования цифровых и пространственных записей, применения систем искусственного интеллекта, а также общественные отношения в сфере цифровой идентификации, подписей и архивов. Ученые МГУ, представляющие научно-образовательный центр "Информационное и цифровое право" юридического факультета и центр компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных также принимали участие в разработке данного кодекса для Киргизской Республики", - сообщил источник.
Руководитель проектов направления правовых исследований и юридического сопровождения ЦК НТИ, кандидат юридических наук Сергей Афанасьев считает, что создание Цифрового кодекса - сложная задача, поскольку его авторам нужно выстроить гармоничную систему с уже существующим законодательством, исключив повторения и коллизии. "Однако судя по имеющемуся мировому опыту, решение данных вопросов значительно облегчает дальнейшую проработку кодекса и позволяет создать отвечающую требованиям времени правовую систему", - сказал Сергей Афанасьев.
Директор компании "Авантелеком" Владислав Вирясов считает, что вопрос разработки единого цифрового кодекса для ИТ-сферы и телекома назрел давно. "В связи с увеличившимся количеством киберугроз за последние полтора года тема приняла новый виток актуальности в профессиональном сообществе. Развитие информационных технологий, защита прав и интересов граждан и организаций, унификация правил и стандартов отрасли, а также поддержка цифровой экономики - это вопросы, которые позволят на законодательном уровне урегулировать Цифровой кодекс", - отметил Владислав Вирясов.
Он обратил внимание, что защита персональных данных, искусственный интеллект, криптовалюты и облачные технологии до сих пор требуют базового регулирования. "Необходимы обновления и унификации тематик, связанных с кибербезопасностью, медицинскими и финансовыми технологиями, экологией, социальными сетями. Новое поле - сфера робототехники, транспорта и автономных автомобилей. Цифровой кодекс мог бы решить все эти проблемы. Например, создать правила, направленные на борьбу с дезинформацией в цифровых медиа и социальных сетях, или обозначить рамки ответственности, прозрачности и этических аспектов в области использования искусственного интеллекта. Правила о цифровой эксплуатации и злоупотреблении цифровыми технологиями могут обеспечить защиту уязвимых групп населения, а также создать рамки для развития и внедрения новых технологий, которые поспособствуют новым инновациям и общему экономическому росту", - сказал Владислав Вирясов.
Руководитель направления холдинга "Т1" "Искусственный интеллект" Сергей Голицын считает, что на фоне стремительного развития информационных технологий вопрос кодификации в этой сфере как никогда актуален. "На данный момент в России уже существует ряд отраслевых нормативно-правовых актов, которые в том числе регулируют работу с персональными данными. Однако на рынке есть потребность в совершенствовании регуляторики в сфере информационно-коммуникационных технологий и унификации законодательства", - сказал он.
Сергей Голицын пояснил: "Мы ожидаем, что единый документ более прозрачно определит правила для работы с большими данными, искусственным интеллектом и другими технологиями. В результате кодекс будет способствовать упрощению взаимодействия между государственными структурами, бизнесом и гражданами, а также повысит защиту данных и персональной информации. Введение Цифрового кодекса также поможет частному сектору и государству лучше адаптироваться к быстро меняющемуся ИТ-ландшафту, упростит внедрение новых решений и внесет вклад в развитие цифровой экономики в целом".
Основатель юридической компании Future Legal, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков считает, что Цифровой кодекс - это хорошая и вполне реализуемая идея. "Надо только прояснить, авторы проектируют Цифровой кодекс, подразумевая, что в будущем он станет федеральным законом (как Гражданский, Трудовой, Налоговый, Уголовный кодекс РФ и другие кодексы) или это просто отраслевой кодекс, не обязательный для исполнения, но ориентирующий отрасль, вроде кодекса этики. Однако и в том, и в другом случае это очень полезная инициатива, которая продвинет цифровое право вперед", - подчеркнул Павел Катков.
Старший юрист Национального центра интеллектуального капитала Алексей Самыгин отметил, что страны, имеющие высокий уровень развития цифровых технологий, не преуспевают в кодификации правовых норм, регулирующих соответствующие отношения.
"Для разработки кодекса необходимо определить, на регулирование каких отношений он будет направлен, сформулировать основополагающие принципы регулирования, определить понятия и субъектов, действующих в цифровой сфере. Учитывая многообразие отношений, складывающихся в связи с информационными технологиями, их гибкость и непрерывное развитие, кодификация представляется крайне сложной задачей. Поэтому в идеальной картине кодификация означает упорядочивание большого массива норм, относящихся к схожим общественным отношениям, что приводит к большей правовой определенности. По этой причине кодификация безусловно нужна. Но ее качественная реализация требует больших усилий", - считает Алексей Самыгин.