Презумпция вины маркетплейса - это закон
Согласно пояснительной записке к новому законопроекту, он разработан в целях установления основ государственного регулирования деятельности маркетплейсов.
Главное, что обещает покупателю проект федерального закона "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", - отмену платы за отказ от покупки.
В остальном проект больше затрагивает отношения внутри самих маркетплейсов. Например, онлайн-платформы и пункта выдачи или продавца.
Как рассказал ComNews на условиях анонимности один из представителей крупного маркетплейса, не зря этот законопроект вышел в годовщину смерти Иосифа Сталина - 5 марта.
"Некоторые формулировки там настолько крутые по отношению к маркетплейсу, что невольно задумываешься о том, что авторы специально заложили презумпцию вины "агрегаторов информации о товарах (так "маркетплейс" звучит на языке закона)", - комментирует источник ComNews.
Формулировки в проекте закона, действительно, крутые. "Недобросовестное поведение владельцев онлайн-платформ может создавать негативные последствия для деятельности продавцов и пунктов выдачи заказов, ставить их в невыгодное положение, вынуждать работать на условиях, которые противоречат их коммерческим интересам, а также создавать дополнительные возможности для монополизации рынка путем использования недобросовестных практик", - гласит текст законопроекта.
"Мы действительно контролируем пункты выдачи, ведь для покупателя они и есть маркетплейс. Но не вынуждаем их работать против своих интересов, а стремимся, чтобы у покупателя сложилось хорошее впечатление о нас. Поэтому существует система контроля, в том числе со стороны покупателя, ведь он может оценить работу точки выдачи", - продолжает собеседник ComNews из индустрии маркетплейсов.
"В условиях экономической зависимости участников гражданского оборота от агрегаторов информации на товары, обладающие большой экономической властью, отсутствие регулирования может привести к ценовым нарушениям, созданию неблагоприятных и дискриминационных условий для участников гражданского оборота и, в конечном счете, породить социальное напряжение, проявления которого нередко описываются в СМИ в последнее время", - гласит текст законопроекта.
"В СМИ много чего пишут", - кратко прокомментировал собеседник ComNews.
Представители маркетплейсов, с которыми связался корреспондент ComNews, поначалу охотно согласились прокомментировать новый законопроект. Но потом, видимо, прочитали закон, и их пыл поубавился.
Представители Ozon и "СберМаркет" больше на связь не выходили. У остальных настроение изменилось на "приготовиться к удару". В пресс-службе Wildberries ComNews ответили: "Законопроект с нами не обсуждался, мы внимательно изучим инициативу и сформулируем аргументированную позицию".
Wildberries - единственный маркетплейс, который официально и по делу высказался по поводу законопроекта. "Индустрия e-commerce позволяет зарабатывать миллионам малых и средних предпринимателей, логистическим компаниям, складским операторам и их сотрудникам. Учитывая это, регулярные инициативы о новом регулировании маркетплейсов должны подробно обсуждаться с отраслью и быть нацеленными на долгосрочное стабильное развитие всех участников, а не иметь сдерживающий характер", - заявил ComNews представитель пресс-службы маркетплейса.
То, что законопроект предусматривает отмену платы за отказ от покупки, он не прокомментировал.
"В последний год власти усиленно работают над урегулированием работы маркетплейсов, что связано с развитием онлайн-торговли и ростом числа исков продавцов и потребителей к маркетплейсам. В 2023 г. количество покупок на маркетплейсах выросло на 63%. Совокупный объем трат на маркетплейсах в 2023 г. почти в полтора раза больше, чем в 2022 г. Этот законопроект направлен на регулирование маркетплейсов в России и представляет собой изменение в законодательстве, направленное на защиту владельцев пунктов выдачи заказов и потребителей", - комментирует ComNews доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко.
К значимым ограничениям для маркетплейсов, которые предлагает законопроект, Петр Щербаченко относит:
• запрет маркетплейсу изменять условия договора услуг, каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов, предварительно не уведомив их не менее чем за 30 дней.
• создавать маркетплейсу преимущества для продажи собственных торговых марок по сравнению с товарами других продавцов.