Илья
Словесный
13.11.2023

Оплата проезда по биометрии в петербургской подземке рискует ограничиться пилотным проектом из–за нерешённых вопросов с финансированием и невысокого уровня доверия граждан к технологии.

В 2024 году в Петербурге запустят оплату проезда в метро с помощью распознавания лиц, сообщил в конце прошлой недели в ходе форума Finopolis гендиректор АО "Центр биометрических технологий" (ЦБТ) Владислав Поволоцкий. По его словам, дорожные карты по внедрению таких систем в ближайшее время должны одобрить в Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске, а в Казани, Екатеринбурге и Самаре планы уже утверждены.

В Петербурге пилотный проект по проходу в подземку после сканирования лица (Face Pay) развёрнут на одной или двух станциях. "Для этой цели турникеты необходимо оснастить блоками камер, выделить дополнительные серверы, разработать программное обеспечение", — рассказывают в пресс–службе городского метрополитена. Помимо этого, в 2024 году должна появиться возможность проезда по виртуальному "Подорожнику" с телефона, также идёт подготовка к внедрению оплаты с помощью QR–кодов по системе быстрых платежей.

Но, судя по всему, ждать массового распространения биометрической оплаты в петербургском метро придётся долго.

Москва быстрее строится

На сегодняшний день Face Pay в метро среди городов России работает только в Москве. Его тестирование началось ещё осенью 2019 года, в октябре 2021–го биометрическая оплата стала доступна на всех станциях столичного метро, а с сентября 2022–го — и на Московском центральном кольце (МЦК).

Технологическим партнёром программы выступает российская компания VisionLabs, которую в феврале 2022–го полностью выкупило ПАО "МТС". Генеральный директор VisionLabs Дмитрий Марков подтвердил "ДП", что рассматривает возможность участия в создании сервисов оплаты по лицу в транспорте Санкт–Петербурга и других городов страны. Также он рассказал, что технологиями студии пользуются не только в России, но и за рубежом.

"Сейчас наша экспертиза востребована в других странах. Например, в сентябре мы участвовали в запуске проекта оплаты по лицу в ташкентском метро", — говорит Дмитрий Марков.

Также не исключено, что в Петербурге и других городах попробуют применить систему биоэквайринга, разработанную ЦБТ совместно с Центробанком и Национальной системой платёжных карт, тестирование которой началось в октябре. "ДП" обратился за уточнениями в ЦБТ, но оперативного ответа не получил.

При этом быстро внедрить систему в Петербурге в любом случае вряд ли получится — сейчас нет соответствующей инфраструктуры. Московский Face Pay для идентификации пассажира использует действующую сеть камер с функцией распознавания лиц, которой окутана вся столица и каждая станция метро в частности. Петербургский "большой брат" в этом плане сильно отстаёт.

По данным портала госзакупок, установка умных камер видеонаблюдения в 2021–2022 годах проводилась на 29 станциях метро Санкт–Петербурга. Суммарная стоимость контрактов составила 2,2 млрд рублей, причём, как заявляли ранее городские чиновники, программа финансируется из федерального бюджета. Нетрудно посчитать, что для выстраивания системы по московскому образцу только на оснащение оборудованием оставшихся 43 станций потребуется более 3 млрд рублей.

Однако всё упирается не только в "железо", но и в софт. В Москве загрузка "цифрового слепка" лица и привязка карты для оплаты проводится через транспортное мобильное приложение, аналога которому в Петербурге нет. Напомним, что даже для оплаты поездок через "Единую карту петербуржца" сейчас есть лишь веб–сервис, до сих пор не адаптированный под мобильные устройства.

Понятно, что в Москве сконцентрировано больше денег, говорит генеральный директор агентства Telecom Daily Денис Кусков. "Но даже в городах, которые заметно уступают Петербургу по бюджету, — Калининграде, Туле и других — происходят куда более заметные события с точки зрения внедрения новых технологий. Петербург почему–то в этом смысле не виден совсем", — отмечает эксперт.

Цель видится одна

Прикладная польза внедрения Face Pay в метро, если не считать соблазна властей расширить возможности контроля за гражданами, также неочевидна. С одной стороны, действительно удобнее лишь посмотреть в камеру, чем искать в кармане или кошельке "Подорожник". А в период пандемии преимущества полностью бесконтактной оплаты проявились ещё ярче.

При этом, например, транспортную задачу в виде увеличения пропускной способности вестибюля биометрическая оплата решить вряд ли сможет. Как объясняет транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов, и сейчас через турникеты в метро люди проходят, практически не останавливаясь.

"Как на антагониста можно посмотреть на турникеты на ж.–д. станциях, которые плохо считывают штрихкоды и долго обрабатывают информацию. Оплата банковскими картами в метро тоже не самая быстрая, но, по сути, это то же самое, что и биометрия. Вопрос в скорости обмена информации с банками, а считается ли карта, лицо или палец — это вопрос вторичный", — поясняет эксперт.

Прогресс шагает не спеша

Но почти за 4 года работы биометрической оплаты в Москве сделать её популярной среди жителей у столичной мэрии не вышло, даже несмотря на то, что одна поездка по Face Pay стоит всего 50 рублей. Это на 4 рубля дешевле, чем по "Тройке", и на 11 рублей дешевле, чем по банковской карте или смартфону.

Как рассказала на том же форуме Finopolis замначальника ГУП "Московский метрополитен" по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами Жанна Ермолина, сейчас в системе оплаты по биометрии зарегистрированы 320 тыс. пользователей, на текущий момент по ней произведено 82 млн проходов на станции.

За весь 2022 год, согласно данным департамента транспорта Москвы, Face Pay воспользовались 32 млн раз. Учитывая, что за тот же период в метро и МЦК совершено около 2,15 млрд поездок, на долю пассажиров, пользующихся биометрией, проходится всего 1,5% трафика. Хотя в октябре 2021–го озвучивались планы в течение 1–2 лет привлечь к этому способу оплаты 5–10% пассажиров.

Цифровое неравенство

Если посмотреть на настроения граждан, становится ясно, почему москвичи не стремятся переходить на новые способы оплаты.

По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в июне этого года, 39% россиян вовсе не имеют представления о том, что такое биометрия, а более 30% относятся к её сбору негативно. Лишь у 29% населения есть опыт сдачи биометрической информации.

Как замечает завкафедрой безопасности РАНХиГС Санкт–Петербург Александр Дмитриев, судя по социологии, в основном россияне, не доверяющие биометрии и ничего о ней не знающие, — это люди старшего поколения, граждане с неполным средним образованием, а также жители сёл. Это может говорить о высоком уровне цифрового неравенства, которое проявляется как на региональном уровне, так и в разрезе поколений, так как молодёжь более восприимчива к любым инновациям.

"Если при запуске системы оплаты проезда в метро с помощью биометрических данных будут предусмотрены какие–либо льготы, скидки или специальные тарифы, то, безусловно, она быстро завоюет популярность при условии соблюдения всех необходимых условий обеспечения безопасности и конфиденциальности транзакций. Также следует предусмотреть серьёзные меры по обеспечению защищённости централизованно собранных и хранящихся биометрических данных", — заключает эксперт.

"Людям, конечно, намного удобнее проходить в метро, не доставая карточки, брелоки или телефоны. Да, безопасности при эксплуатации биометрической идентификации стоит уделять пристальное внимание, но, как я понимаю, те, кто занимается внедрением подобных систем, максимально ответственно к этому подходят. Публичных кейсов нарушения информационной безопасности в этой области у нас пока не было. Потенциальные угрозы существуют для любой цифровой системы. Так же и здесь. Но у нас биометрия уже несколько лет применяется и на банковском уровне — во многих приложениях личность подтверждается через Face ID. Если системе доверяют банковские сервисы, значит, она достаточно защищена. Конечно, какой–то процент риска остаётся. Полностью неуязвимо только то, что никаким образом не выходит ни в какую сеть", - Илья Назаров, руководитель ИT–компании "Диджитал Маркетс".

"Это всё большая ниша для освоения бюджетных средств. В качестве эксперимента оплата проезда по биометрии интересна, но на практике не этим стоит заниматься. Для петербуржцев важно, чтобы открывались станции метро, нужно копать тоннели и покупать составы, чтобы их было больше в часы пик, — вот это горожане оценят. А введение биометрии явно вопрос не первой актуальности. Кроме того, далеко не все будут в восторге от того, что их данные окажутся кому–то переданы. Тем не менее это объективная реальность. Такую систему внедрят в любом случае. Либо это будет китайская разработка, либо российская. Каждый ход, каждый чих любого человека будет известен", - Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития

Новости из связанных рубрик