Подготовка ИТ-кадров: вузы прислушались к бизнесу
Юлия Горячкина, директор направления "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика", на форуме "Технопром-2023" 23 августа сообщила, что в рамках проекта "Цифровые кафедры" платформа АНО "Цифровая экономика" совместно с ИТ-компаниями верифицирует образовательные программы 119 университетов, которые являются участниками программы "Приоритет-2030".
По словам Юлии Горячкиной, вузы сначала с недоверием отнеслись к идее, что бизнес взялся "учить тех, кто учит", однако в итоге проект по оценке реализован. "В 2023 г. пул из 50 экспертов оценил 874 программы по 12 приоритетным отраслям экономики на наличие ИТ-составляющей. 33% программ отправлено на доработку. По итогу допущены к реализации 853 программы", - добавила она.
По данным Министерства науки и высшего образования РФ, в проекте "Цифровые кафедры" предусмотрено два направления подготовки: для обучающихся по профильным ИТ-направлениям и для тех, чья будущая специальность не относится к этой сфере.
Среди организаций реального сектора экономики из ИТ-сферы, привлеченных к реализации проекта "Цифровые кафедры", - ООО "Яндекс", ПАО "Ростелеком", ПАО "Сбербанк России", ООО "1C", ОАО "РЖД", ООО "ВК" (VK), АО "ЭР-Телеком Холдинг", ПАО "Газпром нефть".
Как отмечает Юлия Горячкина, в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" с 2019 г. значительно увеличено количество принятых на бюджетные места на ИТ-специальности - с около 50 тыс. человек до 117 тыс. в 2022 г. Согласно контрольным цифрам приема на ИТ-специальности, в 2023 г. на бюджетные места вузы должны зачислить как минимум 100 тыс. человек.
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, ИТ-специальности стали наиболее популярными у поступающих в вузы и колледжи в 2023 г., а самой популярной специальностью у абитуриентов вузов стала "Информатика и вычислительная техника" - в заявлениях, поданных на "Госуслугах" и офлайн, ее указали почти 650 тыс. раз. Также, по подсчетам ведомства, абитуриенты 175 тыс. раз выбрали "Информационную безопасность" и почти 70 тыс. раз - "Компьютерные и информационные науки" (в одном заявлении можно было указать до пяти вузов, выбрав в каждом из них до пяти направлений).
Олег Рождественский, заместитель руководителя Передовой инженерной школы "Цифровой инжиниринг" Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), сообщил, что вуз готовит студентов к решению реальных задач компаний: "На любой вопрос, который есть у промышленного предприятия - будь то разработка, технологические процессы, анализ рынка, исследование патентного ландшафта, - мы готовы предложить решение".
По словам Олега Рождественского, вуз из инженера стремится подготовить "универсального солдата". "Студент видит жизненный цикл и продукта, и предприятия. В октябре 2023 г. мы поделимся результатами работы на ежегодном форуме "Передовые цифровые и производственные технологии", - добавил он.
С выпуском из университета и устройством на работу обучение не заканчивается, уверены сами ИТ-специалисты: российские разработчики назвали обучение языкам программирования главным фактором карьерного роста. По данным опроса 1243 разработчиков, проведенного аналитиками платформы All Cups от VK, фонда "Сколково" (группа ВЭБ.РФ) и ООО "ИТ1" (IT_One), 83% респондентов считают, что для продвижения по карьерной лестнице необходимо в первую очередь заниматься углубленным изучением языков программирования, при этом 9% специалистов для получения повышения на работе также изучают менеджмент и управление командой, а в числе других карьерных драйверов названы изучение иностранных языков и новых технологий (ИИ, no-code).