Около 90% от общего объёма закупок ВКС-сервисов составляют отечественные системы
За последний год востребованность отечественных решений значительно возросла. В 2022 году российские ВКС-системы показали рост мобильного трафика на 41%, в то время как иностранные аналоги потеряли 19%. Это привело к резкому перераспределению корпоративного сегмента рынка: доля клиентов, использующих российские ВКС-сервисы для бизнес-задач, выросла на 33%, в то время как число пользователей зарубежных платформ снизилось на 11%.
При этом новые пользователи однозначно голосуют за российские ИТ-продукты: эксперты отрасли сходятся во мнении, что примерно 90% от общего объёма закупок ВКС-сервисов составляют отечественные системы. О том, что предприятия ориентированы в первую очередь на российские разработки, говорит и другая экспертная оценка: число обращений к отечественным ИТ-компаниям, создающим ВКС-сервисы, в среднем выросло в 3-4 раза. Если сегментировать корпоративную аудиторию по отраслевому признаку, то наиболее активными заказчиками являются предприятия ТЭК и финансовой сферы, а также госсектора.
Для корпоративных заказчиков, которые решили интегрировать сторонний ВКС-сервис в свою ИТ-инфраструктуру и развернуть его на веб-ресурсах, выбор отечественного разработчика в среднесрочной перспективе всегда будет предпочтительнее. Как правило, большинство компаний заинтересованы в том, чтобы нарастить функционал ВКС-решения и адаптировать его под свои нужды, или же кастомизировать интерфейс для встраивания в брендинг. Российские разработчики лояльнее относятся к просьбам о дополнительных доработках.
Что касается соединения ВКС-сервисов с другими компонентами ИТ-инфраструктуры, то ведущие решения предполагают бесшовную интеграцию, при которой сервис встраивается в веб-сервисы клиента и далее используется как полноценная часть его ИТ-инфраструктуры — без необходимости дополнительной установки. Поэтому уместнее говорить только об интеграции компонентов зарубежного производства, обеспечивающих необходимые для работы ВКС-системы вычислительные мощности.
Основная проблема, с которой сталкиваются пользователи российских ВКС-сервисов, связана с тем, что большая доля предложенных на рынке решений охватывает только ограниченный контур онлайн-коммуникаций. Некоторые системы позволяют проводить только вебинары или же видеоконференции, другие предназначены только для создания групповых чатов. В итоге компании, выбравшей такое "узкое" решение, приходится подключать другие сервисы и мигрировать с одного на другой в зависимости от текущих задач. Поэтому огромная зона роста для отечественных разработчиков ВКС-систем связана с созданием комплексных решений, охватывающих все потребности аудитории.