Бот в помощь кадровику
По мнению основателя и генерального директора Школы массового подбора Дарьи Дегтяревой, основу системы автоматизации подбора кадров составляют системы класса ATS (Applicant Tracking System - система управления кандидатами, аналог CRM), кадрового электронного документооборота (КЭДО), бизнес-аналитики (BI), а также набор коммуникационных инструментов. При этом коммуникацию между сотрудниками кадровой службы и кандидатами или сотрудниками, как напомнила Дарья Дегтярева, можно автоматизировать с помощью ботов, которые используют в том числе и относительно небольшие компании.
Директор департамента голосовых цифровых технологий компании BSS Александр Крушинский несколько более осторожен: "Пока примеров реального использования ботов в HR не так много в малом и среднем бизнесе, но они уже есть".
Руководитель по подбору и адаптации кадров КБ "Ренессанс Банк" Ирина Рахмаилова оценила рост производительности труда сотрудников кадровой службы от внедрения ботов в более чем 40%: если раньше удавалось обзвонить 50 человек за рабочий день, то после внедрения ботов это количество выросло до 70. Также она обратила внимание, что волна телефонного мошенничества привела к тому, что соискатели не отвечают на голосовые звонки с незнакомых номеров, в том числе и от рекрутеров, но при этом сообщения в мессенджеры и SMS они читают. Тем самым, как подчеркнула Ирина Рахмаилова, решается серьезная и трудно выполнимая без использования ботов проблема. Также боты, как показывает ее реальный опыт, помогают отсеивать нерелевантных кандидатов. Кроме того, как особо отметила Ирина Рахмаилова, с ботами люди более откровенны, чем с людьми, и дают более достоверную информацию в ходе интервью после увольнения. Однако она обратила внимание, что конверсия такого общения несколько ниже: 61% против 70% при очном общении.
Как подчеркнула Ирина Рахмаилова, использование ботов дает полноценный эффект тогда, когда в компании внедрена AST-система. Применение платформы управления ботами, по ее оценке, намного более трудоемко и менее гибко.
В холдинге SOKOLOV, как отметила руководитель управления автоматизации и кадрового администрирования Ольга Шаталова, активное развитие бота началось после внедрения системы КЭДО. По ее словам, бот начал быстро обрастать новыми функциями. Как отметила Ольга Шаталова, на бота кадровая служба возлагает большие надежды по автоматизации типовых запросов и заявок сотрудников розничного подразделения. С производственным подразделением все несколько сложнее, поскольку там сотрудники не имеют рабочих мест, оснащенных компьютером.
Александр Крушинский называет такие сценарии применения ботов для нужд автоматизации HR-процессов: "Процессы найма. Это наиболее перспективная ниша для применения чат-ботов, так как позволяет и расширить воронку контактов, и ускорить контакт с соискателями. Последнее особенно важно. Приведу пример: когда разработчик Java уровня senior выкладывает резюме на HeadHunter - то уже в первые сутки на размещенное резюме может прийти несколько десятков (!) откликов от работодателей. Если прислать отклик через пару дней - соискатель может его уже просто не заметить. При малейших заминках со стороны работодателя - шансы просто довести кандидата до собеседования существенно уменьшаются. Поэтому скорость первого и последующих контактов сейчас важны не менее, чем его качество.
Обучение новых сотрудников. Здесь чат-боты и голосовые роботы могут быть эффективным инструментом обучения для операторов контакт-центров или продавцов, ориентированных на продажу через чаты/телефон.
Внутренний сервис-деск. В целом общение в режиме чат-бота по простым вопросам типа подачи заявления на отпуск или заявки на проблемы с компьютером может быть удобным. Но экономический эффект на таких запросах будет достигаться только при огромном штате в несколько сотен или тысяч сотрудников. На меньших масштабах проще обслуживать сотрудников традиционными средствами".
Но при этом выбор таких систем до сих пор вызывает трудности. Дарья Дегтярева привела данные, что не используют системы автоматизации подбора кадров почти четверть российских компаний. Основная причина, по ее мнению, связана с тем, что они не знают, как подступиться к решению данной задачи.
Однако личные рекомендации, как подчеркнула Дарья Дегтярева, не являются оптимальным методом подбора систем автоматизации. Как показывает ее многолетний опыт, оптимальным вариантом является тщательное описание требований и описание траектории жизненного цикла кандидата и сотрудника, которые могут существенно отличаться даже в компаниях из той же сферы бизнеса. А неоптимальный выбор, как отметила Дарья Дегтярева, скорее всего, приведет к тому самому "автоматизированному хаосу". Также она обратила внимание, что в настоящее время на рынке очень много откровенно "сырых" систем.
Но главным критерием, как подчеркивает Дарья Дегтярева, является экономика проекта в самом широком смысле. По ее мнению, она складывается из стоимости внедрения продукта и интеграции его с используемыми ИТ-системами, времени и сил, необходимых для адаптации пользователей, и прямого экономического эффекта от внедрения, который можно измерить.
По мнению Александра Крушинского, важными факторами, влияющими на экономику проекта, являются также возможность использования облачных решений или необходимость развертывания систем только во внутреннем контуре, а также сложность и массовость автоматизируемых процессов и, соответственно, целесообразность их автоматизации.