МенФин: low-code, ГосТех и выход на коммерческий рынок
Финагин
генеральный директор ООО "Менеджмент и Финансы" ("МенФин")
Компания "МенФин" является создателем крупных, интегрированных и территориально-распределенных информационных систем для многих федеральных министерств и ведомств. В интервью главному редактору ComNews Леониду Конику генеральный директор ООО "Менеджмент и Финансы" ("МенФин") Олег Финагин рассказал о недавно разработанной low-code платформе "ВеГа Плюс", которая позволяет быстро решать нестандартные задачи государственным и частным заказчикам, оценил сложности перевода всех ГИС на единую платформу "ГосТех", а также поделился планами компании.
ООО "МенФин" было создано в феврале 2017 г. Какова история создания компании и откуда пришла ее команда?
История нашего коллектива гораздо более длительная, чем это следует из даты основания компании. Основной состав компании формировался еще в нулевых годах в Корпорации "Парус". После решения Корпорации о передаче бизнеса по сопровождению своих программных продуктов партнерам, на базе Управления по обслуживанию клиентов было создано отдельное юридическое лицо – ЗАО "ЦНТ Парус". Большинство сотрудников присоединилось к этой новой компании, и мы продолжили сопровождение старых клиентов и работу по продвижению бизнеса. Этот переход в новое качество позволил расширить линейку наших предложений. Наравне с обслуживанием продуктов "Парус" мы стали развивать и другие направления. У нас появилось направление 1С, мы более активно стали заниматься заказной разработкой информационных систем без привязки к каким-либо решениям вендоров. Также мы стали активно помогать заказчикам в вопросах создания и поддержки программно-технической инфраструктуры и информационной безопасности. С течением времени количество договоров и контрактов, не связанных с программными решениями вендоров, стало преобладать, и нами было принято решение разделить направления деятельности. В результате этого решения и была создана компания "МенФин". Больше половины нашей команды составили основной костяк компании. За годы с момента создания ООО "МенФин" у нас появилось много новых высококлассных специалистов, команда стала единым целым. И это является основным критерием нашей успешной работы.
По сайту госзакупок видно, что среди клиентов "МенФин" - Федеральный центр информацизации при ЦИК РФ, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Какие еще структуры являются вашими заказчиками?
Исторически так сложилось, что основные наши заказчики – это органы государственного управления. Мы успешно исполняем государственные контракты как с федеральными, так и с региональными структурами. Вы выделили некоторых наших ключевых заказчиков. В этот список можно включить Росстандарт, Счетную палату РФ, Федеральное казначейство, органы исполнительной власти Московской области и многие другие министерства и ведомства. Всех перечислять долго, и работы везде разные. Где-то мы решали вопросы сопровождения и технической поддержки, где-то мы создавали крупные, интегрированные и территориально-распределенные информационные системы. В последнее время большая доля работ связана с вопросами импортозамещения и автоматизации специфических ведомственных задач, таких как управление задолженностью, администрированием доходов, мониторингами эффективности деятельности и многими другими.
Есть ли у "МенФин" коммерческие (частные) клиенты или планирует ли компания выходить в этот сектор?
На коммерческий рынок мы планируем выходить в этом году. У нас имеется некоторый опыт, но это было скорее исключение из правил. Сейчас обстановка меняется на глазах. В государственном секторе четко прослеживается тенденция к централизации и укрупнению информационных ресурсов. Это однозначно ведет к перераспределению задач цифровой трансформации. Если раньше большинство задач было более или менее стандартными – управление финансами, кадрами, имуществом и т.д., то в последнее время перед нами ставятся очень специфические задачи, которые на государственном уровне невозможно централизовать в едином продукте. И когда мы столкнулись с необходимостью одновременно решать большое количество специфических вопросов, а сроки и бюджеты на это весьма ограничены, мы начали работу по созданию собственной low-code платформы. В результате появилась наша платформа "ВеГа Плюс", которая помогла сильно оптимизировать процессы создания новых информационных систем. С помощью этой платформы нами разработан и введен в промышленную эксплуатацию ряд серьезных государственных систем. Но мы всегда использовали эту платформу как внутренний инструмент, который позволяет нам сильно экономить время, ресурсы и деньги, что в современных условиях является ключевыми показателями эффективности.
Между тем, вопрос выхода на коммерческий рынок стал для нас более актуальным. В 2022 г. мы участвовали в хакатоне Сбера, на котором представляли нашу платформу как SaaS-услугу для внешних пользователей, с помощью которой они самостоятельно либо с минимальным привлечением квалифицированных ИТ-специалистов смогут создавать практически любые программные продукты и системы. Для нас этот хакатон был первым серьезным опытом, связанным с продвижением на коммерческом рынке. Наше решение получило хорошую оценку потенциала со стороны Сбера, мы заняли призовое третье место в конкурсе и официально стали партнерами Сбера. На данный момент мы совместно решаем организационные и технические вопросы, которые позволят нам в ближайшее время вывести платформу на рынок. Мы уже выполнили один пилотный проект, который доказал жизнеспособность нашего решения и рыночную потребность в нем.
За счет чего вы конкурируете с крупными многопрофильными ИТ-компаниями, которые предлагают услуги по разработке программных продуктов во всех отраслях экономики и в госсекторе?
Мы, конечно, не принадлежим к числу ИТ-гигантов, но достойно занимаем свою нишу в ИТ-сфере. За счет чего мы конкурируем? Я бы тут озвучил несколько преимуществ. Первое – это, конечно, высокий профессионализм нашей команды и качество выполнения работ. У нас огромное количество выполненных государственных контрактов, но практически нет ни одного, где бы нами были нарушены какие-либо условия или сроки. Нам доверяют заказчики. Второе – это наша гибкость и клиенто-ориентированность. Не секрет, что в современных условиях ситуация может меняться на ходу. Бывает, что пока согласуешь проектную документацию на информационную систему, возникает необходимость внесения изменений в бизнес-процессы. Мы всегда очень чутко относимся к реальным потребностям заказчика и идем навстречу, естественно, не нарушая условий контрактов или договоров. И последнее, что бы я хотел отметить – это соотношение цены, качества, и я бы добавил – скорости.
Я уже рассказал о платформе, которую мы создали именно для решения этих задач. Жизнь показала, что это было правильным решением. Ведь зачастую как происходит? Появляется необходимость выполнить импортозамещение какой-нибудь информационной системы, а при анализе становится ясно, что импортозаместить – это написать заново. Так легче, так быстрее и часто это вообще единственный вариант. Вот тут-то мы и получаем преимущества нашей платформы. Используя аналитика, который владеет функциональными знаниями, быстро готовится рабочий макет системы, настраиваются интеграции, при этом зачастую параллельно совершенствуются управленческие процессы. То есть практически без привлечения классической разработки мы выходим на стадию полнофункциональной системы. Это позволяет качественно оценить решение и при необходимости оперативно внести изменения. И уже после того, как макет признан успешным, разрабатываются специфические функции и процедуры.
Каковы для "МенФин" итоги 2022 г. (в продуктах, контрактах и финансовых показателях)? Выручка компании в 2020 г. составляла 183,6 млн руб., а в 2021 г. - 170,9 млн руб. Каковы показатели 2022 г.?
Не буду скрывать, что 2022 г. был непростым для компании с точки зрения финансовых показателей. Несмотря на то, что выручка компании за этот год составила 165,1 млн руб., что в принципе соответствует предыдущим годам, мы рассчитывали на большее. Влияние на это, я считаю, оказали несколько факторов: переходный период в нашей компании к построению бизнеса на новых технологиях, о которых мы говорили раньше, резкое снижение государственного финансирования ИТ-направления из-за напряженной политической и международной обстановки и настороженность регулятора (Минцифры) в вопросах развития и создания информационных систем с точки зрения импортозамещения, разрыв устоявшихся связей с основными поставщиками программного обеспечения и сервисов, ну и несколько других. Знаю, что влияние этих факторов ощутили на себе и другие наши коллеги по отрасли, но надеюсь, что это временные сложности, и общая тенденция на цифровизацию, заданная в нашей стране в последнее время, не изменится.
В последнее время и федеральные ведомства, и региональные органы власти стали создавать подведомственные предприятия, которые берутся за разработку и поддержку программных продуктов. Видите ли вы в этих структурах конкурентов или партнеров? Способен ли инсорсер вести разработку с той же эффективностью, что и независимая рыночная компания?
Вопрос очень сложный. Нам кажется, что со стороны государства тенденция на централизацию информационных систем, процессов их создания и обслуживания оправдана, но наш опыт участия в таких проектах говорит, что всегда будут присутствовать какие-нибудь ведомственные особенности, нюансы, которые невозможно учесть в единой системе. За примером далеко ходить не нужно. На уровне главных распорядителей бюджетных средств уже внедрен ряд централизованных государственных информационных систем, таких как "Электронный бюджет", единая информационная система государственных закупок, ведение бюджетного учета переведена в органы Федерального казначейства. С одной стороны, все главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) стали вести учет хозяйственной жизни по единым алгоритмам и правилам, но у медали всегда две стороны. Существуют внутренние процессы в любом ведомстве, которые не будут учтены в "глобальных" системах, - например, тот же вопрос планирования бюджета и закупок. Да, есть подсистема планирования в ГИИС "Электронный бюджет", есть правила, по которым результаты планирования отражаются и учитываются в ней, но зачастую это уже результаты, которые не отражают полноту подготовительных процессов внутри ведомства. Добавим сюда процессы контроля исполнения бюджета. До централизации внутри ведомства функционировала собственная система финансово-хозяйственной деятельности, и соответствующие подразделения могли отслеживать все факты хозяйственной жизни в своем учете, а после централизации приходится получать необходимую аналитику в разных системах. Да и вопрос дублирования данных, к сожалению, до сих пор полностью не решен.
Поэтому мы думаем, что создание подведомственных предприятий для обеспечения цифровой трансформации не сможет в полном объеме решать все ведомственные вопросы. Всегда будут узкие места, в которых нужно разбираться отдельно. И здесь было бы вполне оправдано взаимодействие этих предприятий с коммерческими разработчиками. У нас есть положительный опыт сотрудничества с ведомственными ИТ-структурами. Они решают вопросы стратегического планирования, мы реализуем конкретные проекты. Но нельзя не отметить, что объем такого сотрудничества со временем снижается. И это одна из причин, по которой мы задумались о выходе на чисто коммерческий рынок.
В начале 2023 г. правительство РФ и Минцифры представили план перевода на платформу ГосТех всех ГИС, который в России (по данным Минцифры) насчитывается свыше 4 тыс. Какие сложности "МенФин", как разработчик нескольких ГИС, видит на этом пути?
Да, нас непосредственно коснулись данные планы Минцифры. Несколько государственных заказчиков обращались к нам для оценки возможности перевода систем, разработчиками которых являемся мы, на платформу ГосТех. Мы проанализировали наши возможности и пришли к выводу, что для решения задач перевода необходимо набирать ряд дополнительных компетенций. Нужно изучить и внедрить в производственный процесс технологии платформы, нужно увеличить штат соответствующими специалистами и организовать дополнительное обучение своих разработчиков. В принципе, здесь нет нерешаемых задач, но безусловно эти мероприятия требуют дополнительных расходов. Ну и сам процесс перевода на платформу ГосТех фактически требует новой разработки на соответствующих технологиях. Поэтому мы приняли решение, что проводить такие реорганизации внутри компании стоит только в том случае, если перспективы работ в этом направлении будут более реалистичные.
Недавно на рынке появился слух о том, что Минцифры может отдать работы по переводы всех ГИС на платформу ГосТех "Ростелекому". Способна ли одна, пусть и крупная, компания обеспечить перевод всех 4 тыс. ГИС? Можно ли технически сделать эту работу без участия исходных разработчиков этих информационных систем?
Сделать можно. Вопрос только за какие сроки и деньги. Участие исходных разработчиков наверняка повысило бы шансы на успешное завершение этого проекта - хотя бы в качестве аналитиков. Ведь основная проблема не в написании кода, а в правильной постановке задач. Ну и количество ГИС в этом случае можно прилично сократить. Это наше мнение. Был период, когда любую информационную систему включали в состав ГИСов, отсюда и количество. Если обратить на это внимание, то ситуацию можно сильно оптимизировать. Для этого, чисто с теоретической точки зрения, полезно использовать единственного поставщика, но с привлечением сообщества разработчиков, которые уже проходили путь создания этих систем.
Представители многие региональных органов власти и ФОИВ отмечают, что внешние централизованные системы зачастую не учитывают всех ведомственных и отраслевых особенностей. Возможно ли одновременно централизовать все ГИС на платформе ГосТех и при этом сохранить особые функции/возможности, необходимые заказчику системы?
Как я уже говорил, любая централизация не сможет на 100% удовлетворить всех участников. Обычно централизованные системы делают для решения конкретных задач органов власти определенного уровня. Поэтому и функционал зачастую соответствует требованиям этого уровня. Любая организация уровнем ниже имеет свои процессы, свои особенности. И крайне редко они учитываются в полном объеме. Можно привести простой пример. Любой территориальный орган, получающий финансирование от главного распорядителя, должен отразить факт получения лимитов бюджетных обязательств в подсистеме планирования и финансирования Электронного бюджета. При этом сделать предложение об изменении сметного расчета, то есть, детализировать полученные лимиты. А для отражения доведенного финансирования в бюджетном учете тот же территориальный орган должен провести детализацию расходов в подсистеме бюджетного учета, то есть практически продублировать операцию. Ну и не нужно забывать про ведомственные особенности, свою отчетность, внутренний контроль и так далее. Налицо – многократное дублирование ввода данных. Этот пример явно показывает, что перераспределение полномочий и централизация информационных систем должна начинаться с оптимизации управленческих процессов, а уже после этого можно приступать к комплексному проектированию.
Один из продуктов "МенФин" - система управления задолженностью. Подобные системы используют ресурсоснабжающие организации, муниципалитеты, региональные и федеральные органы власти. Возможно ли консолидировать данные о задолженностях по всем видам коммунальных (и иных ресурсов) во всей стране? Есть ли заказчик или заинтересованные стороны для такого решения?
Вопрос управления задолженностью в современных реалиях становится особенно актуален. Мы уже несколько лет погружены в эту тему. Вопрос сложный. Видов задолженности много, везде свой подход. Если говорить о задолженности за топливно-энергетические ресурсы и жилищно-коммунальные услуги, важно отметить две основных проблемы – это огромное количество участников данного процесса и их разный уровень в структуре взаимоотношений, если так можно выразиться. То есть, в формировании задолженности принимают участие и население, и ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, организации различного уровня бюджета, промышленность и бизнес. Важно, в первую очередь, понять всю эту структуру, а на втором этапе уже организовать получение достоверной и оперативной информации о текущем состоянии задолженности. Все это нужно для того, чтобы вовремя принимать адекватные управленческие решения для сдерживания и снижения задолженности, организации и контроля претензионно-исковой работы. Мы на практике решаем сейчас эту задачу в Московской области. Мы видим, что информация по задолженности есть в разных информационных системах, но ее нельзя назвать в полной мере детализированной и актуальной для того, чтобы автоматизировать хотя бы процессы прогнозирования и каких-то автоматических расчетов, например – расчета плановых заданий на претензионно-исковую работу от реального состояния задолженности. Консолидировать необходимые детализированные данные можно и нужно как на уровне субъекта РФ, так и на уровне страны. Есть заинтересованные стороны в этом. В первую очередь это – поставщики ресурсов, которые за счет высвобождения денежных средств могли бы увеличить инвестиции в развитие, что выгодно в итоге и конечному потребителю. Это и органы исполнительной власти в субъекте РФ, отвечающие за энергетическую безопасность, и органы местного самоуправления, для которых важно, чтобы потребители бесперебойно получали необходимые ресурсы и услуги.
Почувствовал ли "МенФин" расширение адресуемого рынка после ухода из России компании SAP? Насколько в целом уход западных ИТ-вендоров с российского рынка упростил (или усложнил) вам работу?
Если говорить конкретно про компанию SAP, то мы не особо с ней пересекались. В государственном секторе эта компания не имела заметного распространения. А вот при развитии бизнеса в сторону коммерческого рынка мы успели заметить, что есть ряд компаний среднего и крупного бизнеса, у которых специализированные и управленческие системы исторически создавались на продуктах SAP. И потребность в замене этого программного обеспечения перед такими компаниями стоит, что потенциально открывает нам новую нишу.
Ну а с уходом западных ИТ-вендоров мы столкнулись одними из первых, так как вопросы импортозамещения в государственном секторе возникли раньше и острее. Нельзя сказать, что уход этих компаний упростил нам работу. Нам пришлось привлекать довольно серьезные ресурсы для модернизации своих продуктов, мы пережили вместе с клиентами все организационные и технические проблемы. С другой стороны, мы оцениваем уход западных ИТ-вендоров как возможность для собственного развития. И мы видим положительные результаты в процессе исполнения договоров и государственных контрактов.
Какие новые продукты и направления планирует "МенФин" на 2023 г. и среднесрочную перспективу?
Основной задачей на перспективу мы ставим перед собой дальнейшее развитие платформы быстрой разработки "ВеГа Плюс" и вывод ее на рынок в качестве отдельного инструмента. Задача амбициозная, поэтому мы выделили ее в отдельное направление. Так называемых low-code платформ на рынке с уходом западных компаний стало меньше. У каждой платформы есть свои особенности. Особенность нашего подхода при разработке платформы – отсутствие каких-либо ограничений и лицензионной нагрузки на системы, реализованные с ее помощью. Мы объединили в одном инструменте функционал разработки – как учетных регистров любой сложности, так и возможность автоматизации процессов и их контроля, обеспечили связь результатов исполнения процессов с учеными данными. Платформа включает в себя универсальный механизм информационного взаимодействия с внешними источниками данных, внутренние API для получения данных и метаданных, что на практике упрощает использование информации для реализации аналитических и BI-систем.
Конечно, мы будем продолжать работы для государственного сектора, все эти технологии применимы и там, а наш опыт и инструменты позволяют решать практически любые задачи в сжатые сроки, качественно и по конкурентным ценам.