Юрий Брюквин
Источник: Дело (через Сотовик), 16 апреля 2001 г.
16.04.2001

Американская инвестиционная корпорация Metromedia International Group Inc. (MMG) намерена обменять 11% акций петербургского пейджингового оператора «ПТ-Пэйдж» на 14% акций компании «Телеплюс», предоставляющей услуги спутникового телевидения.

В результате этой сделки доля MMG в уставном капитале «ПТ-Пэйдж» уменьшится до 29%, а в «Телеплюсе», напротив, вырастет — до 59% акций. В обоих предприятиях MMG действует через компанию Metromedia International Telecommunications (MITI), которая является ее аффилированной структурой и специализируется на инвестициях в отрасль связи Восточной Европы. Контрагентом MMG по сделке выступает ФГУП ВГТРК «Ленинградский радиотелевизионный передающий центр», который в настоящее время владеет 25% акций «Телеплюса» (станет, соответственно, 11%) и 35% акций «ПТ-Пэйдж» (станет 46%). Кроме того, ООО «ПТВ» принадлежит 10% акций «Телеплюс» и четверть акций «ПТ-Пэйдж». Остальные 20% акций «Телеплюса» — у ГУП «Санкт-Петербургское кабельное телевидение». Как ожидается, процедура обмена ценными бумагами завершится в самое ближайшее время. Стороны уже получили соответствующее разрешение министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Эта сделка укладывается в рамки реструктуризации восточно-европейских «дочек» MMG, которую в ноябре 2000 года санкционировал совет директоров предприятия («Дело» #41 от 13.11.2000). Финансовые консультанты MMG — банки ING Barings и Salomon Smith Barney — должны представить рекомендации по реструктуризации местного бизнеса Metromedia летом 2001 года. Но, по всей видимости, американская компания уже определилась, как минимум, в отношении своих телевизионных кабельных сетей. На данном этапе MMG не собирается отказываться от телевизионного бизнеса в России. Сейчас Metromedia владеет ценными бумагами 12 операторов кабельного телевидения в странах бывшего СССР, которые, по данным на 31 декабря 2000 года, обслуживали свыше 473.000 пользователей (прирост абонентской базы, по сравнению с 1999 годом, составил 12%). В сентябре 2000 года Metromedia увеличила свою долю в уставном капитале грузинской телекомпании Ayety TV с 49% до 85%. Американский инвестор также выделил дополнительные субсидии столичной «Космос ТВ». Кроме того, Metromedia озаботилась судьбой компании «Телеплюс», которую чуть более года назад собирались либо выставить на продажу, либо ликвидировать.

В 1996 году, при создании «Телеплюса», российская сторона, по сложившейся традиции, внесла в уставной капитал предприятия помещения, кабельные сети, право аренды площадей на телебашне для размещения приемо-передающих устройств и т.д. Оценку «неденежных вкладов» произвел независимый оценщик — ООО «Римад». Американцы инвестировали в проект «живые» деньги (около $200.000), а также обеспечили информационное наполнение эфира — поставку западных телепрограмм. («Телеплюс» не производит собственных программ, а лишь ретранслирует зарубежные телеканалы, такие, как CNN, BBC, Eurosport, Euronews, TNT, Cartoon Network, MTV и др. Оборудование, установленное на телебашне, позволяет принимать сигналы с разных спутников, а затем с помощью технологии многоканального точечного распределения сигнала — MMDS — ретранслировать принимаемые программы абонентам). Долгое время «Телеплюс» не мог составить достойную конкуренцию другим спутниковым телекомпаниям, действующим на СПб рынке. Не помогло даже такое серьезное преимущество, что программы, ретранслируемые «Телеплюсом», абоненты могут принимать без «тарелок». Число телепрограмм было ограниченным из-за дефицита частотного ресурса, имевшегося в распоряжении телекомпании. А для увеличения числа частот требовались дополнительные инвестиции. Лишь осенью 2000 года, после многомесячных раздумий, топ-менеджеры MMG дали «добро» на расширение используемого частотного спектра более, чем вдвое. Сегодня «Телеплюс» располагает 18-ю частотами MMDS. По словам Николая Гетманова, гендиректора «Телеплюса», до конца текущего месяца планируется увеличить число ретранслируемых каналов до 22-23. Расширение числа телепрограмм, по мнению представителей Metromedia, уже в этом году позитивно скажется как на приросте абонентской базы «Телеплюса», так и на финансовых показателях деятельности петербургской телекомпании.

Для справки: Согласно отчету MMG, по итогам 2000 года, «вследствие возрастающей конкуренции со стороны сотовых компаний» произошло уменьшение числа абонентов крупнейшего пейджингового оператора России «Мобил Телеком» (МТК), 50%-ный пакет акций которого принадлежит Metromedia. В результате доходы МТК сократились до $6,3 млн. (против $9,5 млн. в 1999 году), а убытки увеличились до $1,9 млн. (против $0,93 млн. в 1999 году). По оценкам самой Metromedia, за прошлый год рыночная стоимость МТК снизилась с $4,2 млн. до $500.000.

Доходы телекомпании «Космос ТВ» в 2000 году также сократились более чем на 12% и составили $5,4 млн., тогда как годом ранее этот показатель находился на уровне $6,2 млн. При этом убытки выросли почти в 2,4 раза — с $258.000 в 1999 году до $608.000 в 2000 году. Однако топ-менеджеры MMG рассчитывают, что в результате ввода в коммерческую эксплуатацию услуг цифрового телевидения уже в текущем году финпоказатели деятельности «Космоса ТВ» заметно улучшатся.