30 апреля ООН заканчивает прием предложений по глобальному цифровому договору. Центр глобальной ИТ-кооперации собирает мнения от российских организаций и к концу месяца направит обобщенный документ в ООН. Директор Центра рассказал, что предлагают отечественные организации.
Анна
Швецова
© ComNews
07.04.2023

Вадим Глущенко, директор АНО "Центр глобальной ИТ-кооперации", сообщил ComNews, что к работе над предложением Центр пригласил 50 профильных организаций, многие из которых откликнулись. Среди них представители научно-образовательного сообщества, отраслевого бизнеса и гражданского общества. По словам Глущенко, самый существенный вклад, помимо Центра, внесли АНО "Диалог", АНО "Институт развития интернета", компания e-legion, Координационный центр доменов .RU/.РФ.

Глобальный цифровой договор (ГЦД) - инициатива ООН по созданию международного документа, который "обозначит общие принципы открытого, свободного и безопасного цифрового будущего для всех". С идеей о ГЦД выступил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в сентябре 2021 г. По планам, утвердят его на "Саммите будущего" в сентябре 2024 г.

О том, что Центр планирует собрать мнения у российских компаний, Глущенко объявил в сентябре 2022 г. на 12-м форуме RIGF. Вадим Глущенко отметил, что Центр стал собирать мнения организаций по собственной инициативе и не претендует на формулирование позиции страны.

Что предлагает Центр

"Центр 30 апреля направит предложения на платформу сбора мнений на онлайн-платформе посланника генсекретаря ООН по вопросам технологий. По ключевым положениям, глобальный цифровой договор должен: сформировать основу для конструктивного взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами; сохранять подотчетность ООН, способствовать разработке и имплементации национальных механизмов этического регулирования алгоритмов искусственного интеллекта; способствовать устранению регионального неравенства и преодолению технологического отставания отдельных стран и регионов; поддерживать многообразие использования в интернете языков и культуры, в том числе малых коренных народов; содействовать устойчивой работе трансграничных финансовых инструментов и сервисов; устанавливать рамки подотчетности глобальных цифровых платформ, экосистем и принципов развития метавселенных; уважать право государств самостоятельно определять параметры регулирования информационных потоков и обмена данными в национальных юрисдикциях, устанавливать национальные механизмы управления интернетом с учетом ценностей и самобытности стран. Глобальный цифровой договор также должен улучшать эффективность координации между основными акторами и стейкхолдерами в области управления данными и защиты приватности, способствовать выработке регуляторных механизмов для расширения прав и полномочий пользователей по управлению данными; поощрять создание практических механизмов по защите пользователей в цифровом пространстве и на платформах; акцентировать необходимость международного регулирования деятельности глобальных цифровых платформ", - пояснил Глущенко ComNews.

В ООН всего подано 269 предложений от представителей из разных концов мира. Больше всего из них касаются темы прав человека в онлайн-среде (48); на втором месте - доступность интернета для всех людей (47); на третьем - защита данных (42).

Как отреагирует международное сообщество на предложения

На вопрос, прислушаются ли к предложениям Центра на мировой арене, Вадим Глущенко ответил ComNews, что уверен в успехе. "Предложения во многом близки государствам Глобального Юга, то есть большинству развивающихся стран. Мир становится все более многополярным, и голос здравомыслящих стран, не желающих поступаться собственным цифровым суверенитетом, звучит все громче. Так что мы не одиноки в глобальном интернет-сообществе", - прокомментировал Глущенко.

Никита Уткин, директор по развитию технологических стандартов "Платформы НТИ", отмечает, что в идее глобального цифрового договора есть нестыковка: документ должен обозначить общие принципы цифрового будущего для всех, однако цифровое будущее в странах видится принципиально по-разному. "С учетом политизированности вопроса развития глобального интернета и цифрового будущего, вместо инженерного сообщества в дискуссию включаются люди, более близкие к политической, а не технологической повестке. Думаю, в нынешних обстоятельствах сформировать документ, который учитывал бы интересы всех сторон, будет сложно. Еще сложнее нам будет оказаться услышанными в этой дискуссии: даже в рамках ITU, организации под эгидой ООН, участие российских экспертов в последний год стало заметно ограниченным".

Новости из связанных рубрик