Российский рынок онлайн-игр восстановит рост в течение трех лет
Об этом вчера на конференции "Э+Игры" сообщила корреспонденту ComNews аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Мария Сайкина. "То, что мы имеем позитивного, на мой взгляд, - это интерес государства к теме онлайн-игр. Они сейчас этим плотно занялись, и если продолжат это "качать", вкладывая средства через гранты, то рост рынка в течение двух-трех лет снова вернется к предыдущим значениям", - сказала Мария Сайкина.
Исследования, проведенные РАЭК, показали, что объем российского рынка онлайн-игр в 2021 г. составлял чуть менее 100 млрд руб., и хотя в сравнении с общемировыми показателями это было достаточно скромной суммой, не более 1%, рынок неуклонно рос - примерно на 10% в год. "Основными драйверами процесса были рост онлайн-потребления, развитие мобильных игр, рост внутриигровых платежей (Россия занимала шестое место в мире по их объему), а также повышение интереса государства и бизнеса к киберспорту, - отметила Мария Сайкина в ходе конференции "Э+игры", организованной АНО "Цифровая экономика".
По предварительной оценке РАЭК, оборот рынка онлайн-игр в России в 2022 г. упал на 80%. При этом речь идет о легальном рынке, так как серые схемы оплаты онлайн-контента сохранили доступ части российских игроков к зарубежным платформам. Такое резкое падение, по мнению экспертов, было неизбежным, поскольку превалирующее количество (до 90%) поставщиков контента были зарубежными. Российский рынок находится в высокой степени зависимости от иностранного специализированного ПО, а отечественные игровые платформы просто отсутствуют.
Генеральный директор АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко считает, что государству должна быть отведена одна из главных ролей в спасении отечественного рынка онлайн-игр. Более того, государство в этом может быть заинтересовано не только экономически (в виде налоговой отдачи и т.п.), но и идеологически (как в новом сегменте медиа для продвижения повестки). "В России необходимо комплексное развитие игровой индустрии, так как это большой сегмент, большое влияние, мягкая сила и возможность международной экспансии. Игры приходят на смену телевидению, кино и сериалам. С этим нужно работать и поддерживать слаженными усилиями бизнеса и государства", - уверен Сергей Плуготаренко.
Он также отмечает, что в России достаточно и внутренних проблем, которые государству придется решать для развития игровой индустрии. Одна из них - неясный статус гейминга и неоднозначное отношение общества: в России пока нет четкого понимания, оказывает это позитивное влияние на молодежь или негативное. По его словам, необходимо проведение исследований в этой области, результаты которых позволят выработать объективную, обоснованную позицию и, как надеется эксперт, снимут с гейминга негативные ярлыки.
Одной из крупных российских компаний в рассматриваемой индустрии сейчас является VK Group, которая развивает направления VK Play и RuStore, объявив о вложениях в российские игровые студии и инвестиции 1 млрд руб. в разработку отечественного игрового движка - он должен стать альтернативой зарубежным Unity и Unreal.
"В январе этого года VK Play открыл инвестиционное направление "VK Play Инвестиции", на поддержку разработчиков только в этом году выделено 300 млн руб. "VK Play Инвестиции" поддержит опытные команды разработчиков в России и инвестирует в студии, которые создают проекты для персональных компьютеров, консолей и мобильных устройств", - уточнили в пресс-службе VK Group.
По словам представителя компании, VK Play уже сейчас активно поддерживает российских разработчиков и авторов игрового контента, предоставляя лучшие условия размещения игр с комиссией площадки всего в 5%. "Кроме этого, VK Play обеспечивает отечественным тайтлам маркетинговую поддержку и широкое промо", - добавил собеседник ComNews.