Мобильные приложения обесцениваются
Согласно данным, представленным SafeBettingSites.com, после нескольких лет впечатляющего двузначного роста, когда мобильные приложения охватили больше людей, чем когда-либо, в 2022 г. в мировой индустрии приложений произошел спад, впервые за всю историю рынка. Глобальные потребительские расходы на мобильные приложения в прошлом году сократились на $3 млрд.
"Большинство приложений, доступных в магазинах приложений, являются бесплатными для скачивания. Однако рост мировых потребительских расходов на приложения за последнее десятилетие продемонстрировал здоровый интерес к премиум-услугам и платному контенту приложений", - сообщили аналитики.
Согласно исследованию Data.ai The State of Mobile 2023, глобальные потребительские расходы на мобильные приложения растут двузначными темпами на протяжении многих лет, причем 2017 г. показал абсолютный рекорд. В том году потребители по всему миру потратили $82,1 млрд на подписки и покупки в приложениях, что на 42% больше, чем годом ранее.
В 2018 г. глобальные потребительские расходы выросли еще на 23% и достигли $100 млрд. По статистике, в 2019 г., 2020 г. и 2021 г. рост составил 18% по сравнению с предыдущим годом. Только в 2021 г. потребители по всему миру потратили на мобильные приложения $170 млрд, что в основном обусловлено пандемией COVID-19 и резким ростом использования мобильных приложений.
Однако после двухлетнего роста использования приложений валовые расходы потребителей на приложения снизились на 2% до $167 млрд, что свидетельствует о постепенной нормализации динамики расходов. Падению также способствовала рецессия на нескольких ключевых рынках, которая изменила поведение пользователей в отношении расходов.
Исследование Data.ai показало, что количество загрузок приложений в мире постоянно росло с 2016 г. и в 2019 г. превысило 200 млрд. В течение следующих двух лет количество загрузок увеличилось еще на 25 млрд и достигло 230 млрд по всему миру. "Это неудивительно, учитывая, что средний пользователь смартфона ежедневно тратит более двух часов на социальные и игровые приложения, а на рынке ежемесячно появляются тысячи новых приложений", - отметили авторы исследования.
В прошлом году потребители загрузили на подключенные устройства 255 млрд мобильных приложений, что на 10% больше, чем в 2021 г., и на 82% больше, чем в 2016 г. Ожидается, что в этом году количество загрузок будет расти и превысит 262 млрд, а к 2025 г. эта цифра подскочит до более чем 300 млрд.
В России действует три отечественных магазина приложений для мобильных устройств - RuMarket, Nash Store, RuStore.
Пресс-служба Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций сообщила ComNews, что RuStore (создатели VK и Минцифры) пользуются более 7 млн человек. "С начала июля аудитория приложения выросла в шесть раз и продолжает увеличиваться. В RuStore размещено 5000 приложений и 3,5 тыс. разработчиков. Лидеры по скачиваниям: финансовые приложения - 38% всех загрузок, сервисы для жизни и работы - 12%, "Развлечения" - 9%, "Покупки" - 8%", - рассказала пресс-служба ведомства.
Представитель пресс-службы VK отметил, что российский рынок является одним из крупнейших и занимает шестое место в мире по загрузкам мобильных приложений. "Мы видим, что рынок продолжает расти, а интерес пользователей не ослабевает. Основные траты приходятся на покупки внутри бесплатных приложений, прежде всего игр, - добавил он. - RuStore предлагает издателям монетизировать приложения, а пользователям - бесперебойный доступ и удобную оплату. За несколько месяцев 2022 г. аудитория магазина выросла в шесть раз, при этом пользователи регулярно возвращаются в магазин, чтобы установить новые приложения или скачать обновление".
Независимый эксперт ИТ-рынка Вадим Плесский отметил, что приведенные SafeBettingSite.com цифры говорят о том, что количество загрузок приложений растет - "средний пользователь" скачал мобильные приложения 51 раз. "Пользователи во всем мире загрузили за прошлый год мобильные приложения 255 млрд раз, а общее количество пользователей мобильных устройств в мире можно оценить в 5 млрд, - пояснил он. - Но надо понимать, что это некая "средняя по больнице" цифра. Кто-то скачивает приложения реже, кто-то значительно чаще. И далеко не все приложения являются платными. В мире доступно большое количество приложений высокого качества, которые бесплатны, кроме того, многие из них не подразумевают покупки чего бы то ни было в приложении".
"Если говорить про Россию, то Apple и Google убрали возможность покупок в приложении для пользователей из России. Поэтому по итогам 2022 г. мы увидим ощутимое падение в выручке через магазины мобильных приложений для России. А в 2023 г. эта выручка может быть вообще близкой к нулю. Так что перспектив у разработчиков платных приложений в России нет никаких. Как мы знаем, это уже привело к сворачиванию ряда игровых проектов, ориентированных во многом на российский рынок", - прокомментировал Вадим Плесский.