Легализация пиратства и принудительное лицензирование принесут беды
В ходе Форума РСПП по креативным, высокотехнологичным индустриям и интеллектуальной собственности, президент РСПП Александр Шохин отметил, что после ухода зарубежных компаний с российского рынка перед отечественными игроками открываются новые ниши. В этих условиях важно провести грань между захватом рынка и соблюдением прав интеллектуальной собственности. И простых решений тут, как отметил президент РСПП, нет. Особенно сложные проблемы с медиаконтентом, которые создают трудности для кинотеатров, как традиционных, так и онлайн. Тем не менее возникшую паузу, по его мнению, можно использовать для того, чтобы сделать интеллектуальную собственность одним из драйверов экономического развития России.
Тем более что в процессе реального импортозамещения, которое не сводится к обратному инжинирингу существующих продуктов, вопрос защиты авторских прав тоже будет вставать. И при построении правил игры, по мнению Александра Шохина, следует ориентироваться не на точечные и ситуативные меры вроде параллельного импорта или принудительного лицензирования, а на выстраивание четких правил игры. Только так можно добиться технологического рывка, о котором говорит как власть, так и бизнес. РСПП готов взять на себя часть работы по созданию таких правил.
Заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Сергей Матвеев обратил внимание, что уход зарубежных правообладателей интеллектуальной собственности с российского рынка создал серьезную правовую коллизию. Инициировать наказание за неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности, будь то ПО или медийная продукция, стало просто некому. В результате вновь начало возрождаться пиратство.
Именно пиратство стало основной проблемой рынка контента, констатировали участники панельной дискуссии "Рунет сегодня. Цифры и тренды" на открытии Недели российского интернета (RIW). По данным генерального директора ассоциации "Интернет-видео" Алексея Бырдина, уровень пиратства в годовом выражении по итогам 11 месяцев 2022 г. вырос на 20%, несмотря на то что поисковые сервисы сократили выдачу на соответствующие ресурсы на 40%.
Сергей Матвеев обратил внимание на пример Белоруссии, фактически национализировавшей всю интеллектуальную собственность ушедших с рынка компаний, которая продается по фиксированным ценам. Однако такой ход будет иметь лишь краткосрочный эффект, при этом национальных производителей такая мера уничтожит на корню. Принятие аналогичной меры в России привело бы к полному обнулению отечественных игроков в соответствующих сегментах рынка. Так что, решая сиюминутные задачи кинотеатров, важно не навредить долгосрочным интересам отрасли. Плюс ко всему, будут потеряны усилия 15 лет, которые потрачены на формирование цивилизованной культуры потребления на рынке медийной и ИТ-продукции.
Депутат Государственной Думы Дмитрий Кузнецов, автор нашумевшего законопроекта о принудительном лицензировании объектов интеллектуальной собственности, заявил, что его законопроект касается в первую очередь медийной продукции, а не ПО. Данная мера является антисанкционной. В результате политики крупнейших студий, как отметил парламентарий, российское кино просто не выдержало конкуренции даже при ее отсутствии, и люди перестали ходить в кинотеатры. Пиратство стало единственным спасением. Внесение законопроекта было попыткой сказать элите, чтобы кто-то просто взял на себя ответственность. При этом, по его словам, пиратство все же является вредным, поскольку оно приводит к тому, что российское кинопроизводство лишается возможности для развития. По мнению Дмитрия Кузнецова, нужен какой-то централизованный орган, который определял бы, что можно показывать из голливудской продукции, а что нет. При этом собранные деньги работают на нашу экономику и обеспечивают работу кинотеатров. Правообладатель тоже будет получать свою долю. Именно такой подход показал работоспособность во Франции и Китае.
Заместитель генерального директора "Газпром Медиа Холдинг" Юлия Голубева заявила, что потребности в принудительном лицензировании медиахолдинг не испытывает. Во главу угла "Газпром Медиа Холдинг" всегда ставил производство отечественного контента, и уход зарубежных студий является скорее шансом захватить еще несколько процентов рыночной доли. И в целом доля российского контента в репертуаре онлайн-кинотеатров растет, причем значительную ее часть российские медиаплатформы создают сами.
Как отметила Юлия Голубева, текущий законопроект о принудительном лицензировании медиаплощадки не поддерживают. Были сформированы комментарии, которые доведены до РСПП, Государственной Думы и Медиакоммуникационного союза. Однако данный механизм все-таки необходим как мера борьбы с пиратством, поскольку у конечных потребителей просто не останется другого выхода. При этом площадки "Газпром Медиа Холдинг" пресекают неправомерное использование чужих объектов интеллектуальной собственности, неважно, идет ли речь о российской или зарубежной продукции.
Начальник Управления организации предоставления государственных услуг Федеральной службы по интеллектуальной собственности Дмитрий Травников заявил, что Россия остается частью мировой системы защиты интеллектуальной собственности. После февраля 2022 г. позиция ведомства не изменилась, и уход правообладателя с российского рынка не означает прекращения охраны его интеллектуальной собственности, включая товарные знаки. При этом международное сотрудничество не прерывается, несмотря на несколько единичных случаев. Никаких оснований для ограничения прав интеллектуальной собственности для иностранных правообладателей в России нет. По его словам, негативные последствия, которые мы сейчас наблюдаем, можно устранить с помощью законных механизмов действующих международных конвенций. Радикальные шаги вроде свободного использования интеллектуальной собственности навредят российским игрокам и будут мешать приходу зарубежных компаний из нейтральных и дружественных стран.
Принудительное лицензирование, как напомнил Дмитрий Травников, уже по действующему законодательству возможно для ряда объектов интеллектуальной собственности, например зарубежных патентов или промышленных моделей, но только или с разрешения правительства, или после судебного разбирательства. Такие прецеденты уже были в ходе пандемии, когда правительство давало разрешение фармацевтическим компаниям на производство ряда препаратов. Прецедентов принудительного лицензирования через суд пока не было, хотя попытки предпринимались.
Отношение представителей ИТ-отрасли к пиратству сугубо отрицательное. "Попустительство пиратству может быть серьезной угрозой для отечественных разработчиков", - считает основатель, директор по разработке и развитию продуктов "МойОфис" Дмитрий Комиссаров.
https://www.comnews.ru/content/221744/2022-08-17/2022-w33/rossiyskoe-ofisnoe-vytesnyaet-konkurentov
Заместитель директора Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России Евгений Хасин в ходе сессии "Цифровая трансформация, технологическая независимость и информационная безопасность: успехи, задачи, перспективы" на "Инфофоруме-2023" назвал пиратство абсолютно недопустимым, поскольку оно вредит российской ИТ-индустрии, тогда как ущерб для правообладателей вряд ли будет заметным. Директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий Илья Массух заявил, что использование любого ПО из недружественных стран несет потенциальную опасность, вне зависимости от того, является оно лицензионным или нет.
Исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин заявил, что объединение, которое он представляет, пиратство не будет поддерживать никогда. Принудительное лицензирование может быть допустимо только в узких нишах, где готовые решения от российских разработчиков отсутствуют и их появление возможно только в очень отдаленной перспективе.