Где на Руси для ПО хорошо
При составлении рейтинга учитывался прежде всего размер софтверной индустрии региона (совокупная выручка, совокупный экспорт, совокупный штат предприятий, специализирующихся на разработке программного обеспечения). Особенностью компаний отрасли и их сотрудников является то, что они одни из самых требовательных в России к условиям работы и жизни, к тому же самые мобильные. Софтверные предприятия очень легко и быстро переносят штаб-квартиру в другой регион и даже в другую страну.
Чем крупнее регион, тем больше в нем возможностей для развития софтверного бизнеса. Однако численность населения не является единственным фактором, влияющим на позицию региона в основном рейтинге. Москва в нем на первом месте не только из-за того, что является самым густонаселенным субъектом Федерации, но и потому, что в столице сконцентрированы финансовые ресурсы, самые крупные российские потребители ПО, расположены ведущие вузы страны. Кроме того, такой современный мегаполис, как Москва, привлекателен для жизни, учебы и работы молодых людей.
В то же время, если учитывать вклад удаленных центров разработки компаний из других регионов в совокупную выручку головных структур, то Петербург в рейтинге окажется почти на уровне Москвы, имея почти в 2,5 раза меньшее население. В совокупной выручке российских софтверных компаний на Москву приходится 27,6% (примерно 430 млрд руб.), а на Петербург - 24,2% (380 млрд руб.). При этом Северная столица хотя и является вторым по величине городом России, но по численности населения среди субъектов Федерации находится только на 4-м месте, уступая Московской области и Краснодарскому краю. Занимающие в рейтинге РУССОФТ 3-е и 4-е место Нижегородская и Новосибирская области по количеству жителей находятся на 12-м и 15-м месте соответственно.
Изучение ситуации в 50 регионах страны позволило сделать вывод, что софтверные компании, успешно работающие на мировом рынке, могут появляться даже в небольших по численности населения регионах, которые не имеют известных университетов и развитой инфраструктуры. При этом их расположение может быть даже не очень удобным для работы с зарубежными заказчиками. Такие компании, например, появились в Вологодской области и Якутии, которые, несмотря на все перечисленные факторы, занимают в рейтинге места в четвертой десятке лидеров.
Показатель совокупного дохода (экспорта) на душу населения позволяет сравнивать условия в субъектах Федерации без влияния такого фактора, как численность жителей региона. Следовательно, не самые крупные регионы получают шанс занять высокое место при ранжировании по данному показателю. Однако и в соответствующих рейтингах (по совокупному доходу и совокупному экспорту) также лидируют Москва с Петербургом.
В рейтинге по совокупному доходу софтверных компаний на душу населения с учетом вклада удаленных центров разработки компаний из других регионов лидерство со значительным отрывом имеет Петербург. У Москвы не очень значительное преимущество перед находящейся на 3-м месте Нижегородской областью. Существенный отрыв от стоящего ниже субъекта Федерации во всем данном рейтинге имеет только Петербург.
Учитывая последствия специальной военной операции, по итогам 2022 г. будет сложно удержать высокие места регионам, в которых функционировало большое количество центров разработки зарубежных компаний и компаний из других субъектов Федерации. Во-первых, на работу таких центров больше всего оказала влияние релокация сотрудников за рубеж. Во-вторых, вклад этих центров в создание совокупного оборота компаний региона может быть откорректирован в результате получения более полной информации. В этой связи даже Петербургу, имеющему большой отрыв от преследователей в этом конкретном рейтинге, будет сложно гарантировать, что в следующей версии рейтинга регионов 2022 г. он удержит позицию лидера.
Данные об изменении основных показателей (экспорта и совокупной выручки) позволяют проследить динамику развития софтверной индустрии на уровне регионов в последние три года. Выявлять субъекты Федерации с наиболее быстро растущей индустрией разработки ПО имеет смысл только в каждом дивизионе отдельно, потому что общий рейтинг даст сравнение изменений несопоставимых величин. Чем меньше совокупная выручка софтверных компаний региона, тем легче ее наращивать, а по размеру софтверной индустрии регионы отличаются в разы, даже если находятся в соседних дивизионах.
Две столицы, по мнению экспертов РУССОФТ, будут расти примерно так же, как вся российская софтверная отрасль, потому что на них приходится не менее половины совокупной выручки всех софтверных компаний России. Потому Москву по темпам роста можно сравнивать только с Петербургом.
Софтверная индустрия Москвы растет чуть быстрее, чем Петербурга. Можно предположить, что это преимущество получено благодаря большей миграции в столицу как компаний, так и специалистов. Некоторые петербургские компании становятся московскими. Случаи, когда московские компании становились петербургскими, не известны.
Главный аналитик НП "РУССОФТ" Дмитрий Желвицкий уверен: миграция из регионов (ближнего зарубежья) специалистов в области разработки ПО в Москву и Петербург всегда была, есть и будет. "Скорее всего, затормозится развитие в тех регионах, компании которых больше всего были ориентированы на рынки недружественных стран. Эти компании по-прежнему работают на этих рынках, но им стало сложнее продолжать работу и очень сложно заключать контракты с клиентами, с которыми они прежде не работали. Эти же регионы больше всего пострадали от организованной релокации специалистов, поскольку уезжали прежде всего сотрудники центров разработки иностранных компаний либо сотрудники российских компаний - экспортеров в недружественные страны, при этом часто оставаясь работать в своих компаниях в удаленном режиме. Уезжали и те, кто участвовал в зарубежных проектах и свободно владеет иностранными языками, хотя их работодатель остался в России, - прокомментировал он. - Мы можем говорить только о предпосылках роста индустрии в разных регионах. В наиболее развитых регионах сотрудников компаний, прекративших работу в России, быстро наймут предприятия, для которых российский рынок важнее, чем зарубежные рынки. Прежде всего это относится к двум столицам и к их крупным компаниям, имеющим доступ к госфинансированию. Крупным компаниям будет также проще выходить на "дружественные рынки", которые априори требуют поставки комплексных решений под ключ и наличия кредитного плеча".
Исполнительный директор группы компаний "Рексофт" Евгений Минеев считает, что, где и как вести бизнес, во многом зависит от его характера. "Для сервисного ИТ-бизнеса - разработка на заказ под потребности клиента, - ориентированного на российский рынок, различия между городами более значимы: большая часть крупных заказчиков ИТ находятся в Москве, и, конечно, территориальная близость к клиентам является значимым фактором. Если рассматривать продуктовую модель ИТ-бизнеса (компания делает свой продукт - например, антивирус или CRM-систему) или работу с западными рынками, то разница становится не столь существенной. Здесь важнее, где находятся ключевые участники команды разработки. Например, московская атмосфера более динамичная, более бизнес-ориентированная, чем в Петербурге, но и более жесткая и требовательная в то же время. С точки зрения взаимодействия с государством, существенной разницы между городами нет - и там, и там достойный уровень, - говорит Евгений Минеев. - Как правило, большинство крупных сервисных ИТ-компаний приходят к модели, когда в Москве находится представительский офис, в котором работают сотрудники, непосредственно взаимодействующие с заказчиком, а производственные подразделения территориально распределены. В случае "Рексофт" крупные города с хорошей научной школой, такие как Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов, выступают площадками для крупных центров разработки, а также административными офисами. При этом город - городу рознь. Например, Санкт-Петербург, с одной стороны, за счет большого количества хороших вузов может предложить достойный выбор квалифицированных инженерных кадров, но с другой стороны, уровень затрат на персонал будет в среднем выше, чем по остальным регионам страны, поэтому правильная стратегия заключается в умелом балансировании ресурсов между городами и создании условий для эффективной распределенной работы".
"Если говорить про будущее, то с началом пандемии офисы перестали играть существенную роль в развитии бизнеса. Например, в команду "Рексофт" интегрированы сотрудники из нескольких десятков населенных пунктов страны. Для присоединения к проекту важен уровень компетенций, а не локация сотрудников", - добавил Евгений Минеев.
Если умножить средний по России совокупный доход на душу населения на численность жителей региона, а потом из этой величины вычесть фактический совокупный доход софтверных компаний, то можно определить потенциал развития отрасли этого региона. При таком подходе предполагается, что региону нужно достичь среднероссийского показателя по доле населения, занятого в разработке ПО, и уровня выработки на каждого разработчика.
Самый большой потенциал по совокупному обороту (с учетом вклада удаленных центров R&D), по данным РУССОФТ, имеет Московская область, но ее сложно рассматривать отдельно от Москвы.