Санкции подстегнули госзакупки в ИТ
По данным аналитического центра "ТЭК-Торг", объем госзакупок в сфере информационных технологий по ФЗ №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за девять месяцев 2022 г. увеличился на 23,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 222,82 млрд руб. Всего опубликовано 49 тыс. извещений.
Значительная часть средств пришлась на приобретение компьютеров и периферийного оборудования - 117,60 млрд руб. (рост 9,5%) на 36,9 тыс. закупочных процедур (рост 0,1%). Объем начальной максимальной цены контракта (НМЦК) закупок программных продуктов и услуг по разработке и тестированию программного обеспечения (ПО) в рамках 44-ФЗ также показал рост - 105,22 млрд руб. (увеличение на 43,4%), опубликовано закупочных процедур 12,17 тыс. (снижение на 1,4%).
При этом объем ИТ-закупок по Федеральному закону №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за девять месяцев снизился на 42,8% и составил 135,06 млрд руб. (опубликовано 23,4 тыс. процедур, что на 22% ниже, чем годом ранее). За этот период сумма закупок софта и лицензий составила 58,93 млрд руб. (на 45,2% ниже, чем годом ранее), опубликовано 7,8 тыс. процедур (снижение на 26,3%). За аналогичный период 2021 г. проведено 10,6 тыс. процедур на сумму 107,44 млрд руб. Объем закупок компьютеров и периферийного оборудования по 223-ФЗ за 2022 г. снизился на 40,8% и составил 76,13 млрд руб. (15,8 тыс. закупочных процедур - снижение на 19,7%).
Генеральный директор АО "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин считает, что снижение ИТ-закупок по 223-ФЗ связано с несколькими факторами. "6 марта 2022 г. вышло постановление правительства №301, которое обязало компании с госучастием, попавшие под санкции, не публиковать свои закупки в единой информационной системе. С учетом этого снижение на 42% не выглядит катастрофическим: процент снижения мог быть гораздо больше за счет того, что большую часть закупок мы просто не видим. Я полагаю, что объем ИТ-закупок в рамках 223-ФЗ, наоборот, должен был увеличиться, поскольку, согласно постановлению правительства РФ от 16.11.2015 №1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с 1 января 2025 г. заказчикам (кроме организаций с муниципальным участием) запрещается использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры", - объяснил он.
По его словам, уход с рынка крупных западных брендов, ПО которых эксплуатировалось в большом количестве компаний, должно простимулировать рост закупок российского программного обеспечения. "Многие компании - как с госучастием, так и крупные частные - работают в одном из трех направлений: эксплуатируют западные решения в области ПО собственными силами, ведут разработку собственных продуктов своими командами или с привлечением подрядчиков, меняют западное ПО на российские решения, которые уже есть на рынке. И этот процесс идет очень активно. Полагаю, что тенденция сохранится и уже в ближайшее время мы увидим увеличение ИТ-закупок по 223-ФЗ", - считает Дмитрий Сытин.
По его словам, с ИТ-закупками по 44-ФЗ ситуация несколько иная, так как западного программного обеспечения в этом сегменте и до этого использовалось не очень много. "Тем не менее, на мой взгляд, рост закупок связан с двумя факторами. Во-первых, замена импортного ПО на отечественное и курс на цифровизацию, который никто в стране не отменял. Во-вторых, с учетом роста цены на закупку аппаратного обеспечения - компьютеров, серверов - из-за изменения логистических цепочек госкомпании и госорганы закупают оборудование впрок, чтобы снизить риски на обеспечение инфраструктуры в случае новых ограничений", - отметил генеральный директор АО "ТЭК-Торг".
Коммерческий директор "МойОфис" Александр Иванников отмечает, что уход иностранных вендоров и стимулирование перехода государственных органов власти на российское ПО способствует росту спроса на отечественные ИТ-решения.
"Эти факторы и законодательное регулирование использования иностранного ПО на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) и в государственных учреждениях продолжат оказывать позитивный эффект на развитие российских ИТ-компаний. Мы уже сейчас фиксируем значительный рост интереса к решениям "МойОфис". Так, за девять месяцев 2022 г. мы провели 166 проектов тестирования у заказчиков - для сравнения, в 2021 г. таких проектов было 48. При этом важно понимать, что устойчивый экономический эффект российские компании-разработчики увидят, вероятно, не раньше 2024 г. В среднем полная миграция ИТ-инфраструктуры на новое ПО занимает год-два, а до этого требуется еще время для проведения тестирования", - рассказал Александр Иванников.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти группы "Т1" Дина Гайзатуллина отмечает, что цифровая трансформация остается одной из ключевых национальных целей развития РФ до 2030 г.
"В рамках этой цели предполагается достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также госуправления. Если посмотреть законопроект о федеральном бюджете на 2023-2025 гг., то сокращения по федеральному проекту "Цифровое госуправление" в основном связано с закупками "железа", развитие цифровых сервисов продолжается, и на некоторые направления - Гостех, избирательные ИТ-системы, ЕГИСЗ, цифровая идентификация - расходы даже увеличиваются", - объясняет она.
По ее словам, продолжается реализация ведомственных программ цифровой трансформации, в том числе создание цифровых платформ: Национальная платформа стратегического управления, Национальная система пространственных данных, Цифровая платформа статистического учета, Цифровая платформа внешнего госаудита, Единая цифровая платформа для ГИББД и др. "По оценкам Минцифры, госсектор планирует в 3,4 раза увеличить расходы на российское ПО к 2024 г. 80% совокупных затрат всех госкомпаний на ИТ придется на отечественный софт и составит больше 650 млрд руб.", - заключила Дина Гайзатуллина.
Руководитель направления инфраструктурных решений ИТ-компании "Крок" Александр Сысоев считает, что в настоящий момент основное влияние на формирование и запуск закупочных процедур оказывает доступность оборудования на рынке.
"Как и любые другие, закупки оборудования формируются на основе технического задания, которое появляется в результате разработки проекта построения ИТ-системы. И большое количество таких ТЗ написано в прошлые годы на основе доступного на тот момент оборудования. Для 44-ФЗ уже тогда в основном закладывались отечественные решения, для 223-ФЗ это происходило не всегда. В данный момент ассортимент решений изменился, и многим заказчикам пришлось переделывать проектные решения на новое оборудование и только после этого запускать закупочные процедуры", - отметил он.
По его словам, вторым важным фактором является то, что часть заказчиков воспользовались возможностью "закрывать" информацию о своих закупках от публичного доступа.
"Также стоит отметить, что и ценообразование на текущем рынке заметно изменилось в сравнении с прошлыми годами. Если посмотреть на прайс-листы иностранных производителей на других рынках, то видно, что идет рост цен на все продукты, ведь кризис полупроводников не прошел, а просто ушел из повестки. Это оказывает влияние и на стоимость компонентов, из которых собирают вычислительную продукцию и российские производители. Все эти факторы продолжат оказывать влияние на рынок и в 2023 г. И вероятно, будут дополняться новыми, такими как все более и более усложняющиеся логистические цепочки поставок", - уверен Александр Сысоев.
Генеральный директор ГК "Эдит Про" Дмитрий Кичко считает, что на объем закупок влияет в первую очередь процесс импортозамещения. "Компании вынуждены приобретать отечественные программные продукты и оборудование. В 2023 г. все будет зависеть от возможного ускорения или замедления импортозамещения в зависимости от внешних условий, а также от того, будут ли появляться необходимые отечественные аналоги иностранных продуктов", - говорит он.
Руководитель департамента цифровых решений агентства "Полилог", разработчик BPM-платформы Polycode Людмила Богатырева тоже считает, что на объемы госзакупок в сфере ИТ больше всего влияет импортозамещение и необходимость срочного перехода на отечественное ПО.
"Этот переход начался еще задолго до февраля 2022 г. А именно в 2015 г., с выходом ПП РФ 1236, которое запретило допуск иностранного ПО для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, сейчас показатель импортозамещения ПО является одним из критериев оценки деятельности CDTO - заместителей руководителей госорганов по цифровой трансформации. Это прямо влияет на то, что госорганы начнут экстренно ускорять темпы импортозамещения. В рамках 223-ФЗ ситуация, конечно, более сложная. Для этой категории госзаказчиков - госкомпании, подведомственные организации и др. - изначально было меньше требований к импортозамещению, поэтому и процент зарубежного софта у них значительно выше. В этом сегменте однозначно ожидается кардинальный рост объема закупок отечественных ИТ-решений", - отмечает Людмила Богатырева.
По ее прогнозам, по итогам 2022 г. объем госзакупок ИТ в рамках 44-ФЗ снизится и начнет расти только весной следующего года. "Это связано со сложной бюрократической процедурой, межведомственными согласованиями. Как правило, большая часть закупочных процедур по 44-ФЗ проводится до 31 октября. Ноябрь и декабрь - это традиционно жаркое время, так как начинается сезон завершения заключенных контрактов. В рамках 223-ФЗ, напротив, объем закупок может и не снижаться. На это влияет два фактора: более простая закупочная процедура в сравнении с 44-ФЗ и высокий процент иностранного ПО, которое требуется срочно заместить российскими аналогами", - объясняет она.
По словам первого заместителя генерального директора ЭТП "Фабрикант" Владимира Харченко, если говорить с точки зрения законодательства, то на объемы закупок в сфере ИТ сильнее всего влияет наличие "национального режима", предусмотренного ст.14 закона №44-ФЗ.
"Поскольку утвержденная нормативно-правовая база запрещает смешивать в одной закупке товары, попадающие под действие разных приказов и постановлений, заказчики сталкиваются с большими проблемами при формировании объекта закупки. Например, нельзя закупить персональный компьютер в сборе, поскольку мониторы и периферийное оборудование попадают под действие постановления правительства РФ от 10.07.2019 №878, а для системных блоков установлен запрет в соответствии с постановлением правительства РФ от 30.04.2020 №616. Все это приводит к необходимости дробить на разные закупки взаимосвязанные товары, что приводит к затягиванию, усложнению и удорожанию закупочного процесса. Также, согласно требованиям законодателя, при закупке товаров, попадающих под запреты или ограничения, заказчики обязаны использовать только характеристики, которые прямо предусмотрены в каталоге товаров, работ, услуг (КТРУ). Это значительно усложняет закупку оборудования, поскольку параметры из КТРУ не во всех случаях позволяют в полном объеме отразить требования к характеристикам товаров, которые являются важными для заказчиков. Особенно это касается нетипового высокотехнологичного оборудования", - говорит Владимир Харченко.
По его оценке, объем закупок в сфере ИТ не должен существенно измениться в 2022 г. "Основные изменения мы, конечно, ожидаем в будущие периоды, когда вектор импортозамещения окончательно окрепнет. Учитывая, что иностранные производители и разработчики уходят из России, оставшиеся запасы импортной техники постепенно закачиваются, а поставлять товары по параллельному импорту не всегда выгодно, у заказчиков не останется иной альтернативы, кроме закупки техники российского производства и отечественных программных продуктов. Также нельзя забывать об объявленном курсе на усиление импортозамещения, поэтому возможности российских производителей и разработчиков сыграют решающую роль", - заключил Владимир Харченко.