Авиатранспорту проложили курс к отечественным цифровым сервисам
Распоряжением №1693-р правительство РФ утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. В распоряжении указано на необходимость создания программы приоритетного импортозамещения по каждой категории цифровых сервисов авиатранспортной отрасли с формированием отраслевых групп участников и концентрации усилий на решении задач скорейшего внедрения отечественных программных продуктов.
"Рынок цифровых сервисов гражданской авиации в РФ исторически ориентирован на применение иностранных проприетарных решений и сервисов, - сказано в документе. Данный факт был обусловлен тем, что гражданская авиация в России - отрасль, глубоко интегрированная в международные отраслевые сообщества, объединения перевозчиков, использующие типовые цифровые решения, стандарты работы и бизнес-процессы с непрерывным информационным обменом всех участников. Можно отметить текущий низкий уровень проникновения отечественных цифровых сервисов и решений основных критически важных технологических процессов, в том числе влияющих на непосредственную возможность выполнения процесса перевозки и безопасность (система информационного взаимодействия (авиационная телеграфия), система цифровой связи "земля-воздух-земля", картографические и метеорологические информационные системы и системы планирования полетов)".
"В целях повышения уровня цифрового суверенитета в гражданской авиации РФ необходимы формирование программы приоритетного импортозамещения по каждой категории цифровых сервисов с формированием отраслевых групп участников и концентрация усилий на решении задач скорейшего внедрения отечественных программных продуктов. При этом реализацию тех цифровых сервисов, которые подразумевают создание государственного информационного сегмента, использование единых отраслевых стандартов либо "единое окно" цифровых услуг отрасли, целесообразно рассматривать в рамках создания и развития цифровой платформы транспортного комплекса России. При реализации указанной задачи необходимо ориентироваться не столько на существующие иностранные аналоги, многие из которых
были разработаны 10 и более лет назад, а учитывать и применять самые современные отечественные решения на базе сквозных цифровых технологий. Принимая во внимание критичность оперативного импортозамещения цифровых сервисов и координацию усилий по решению задач по разработке и внедрению отечественных программных продуктов для гражданской авиации, возможно использовать механизм центров компетенций", - говорится в документе.
По задумке правительства, центр компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли обеспечит мониторинг и системную координацию хода разработки и выполнения планов перехода участников отрасли гражданской авиации на использование отечественного ПО.
Генеральный директор iPavlov, исполнительный директор НИЦ АО "Швабе" в МФТИ, директор по разработке прикладного программного обеспечения Центра Компетенций НТИ по направлению "Искусственный интеллект" Лоран Акопян отметил, что на текущий момент ситуация настолько сложная и непредсказуемая, что создание единой национальной программы для скорейшей разработки и внедрения цифровых платформ в гражданскую авиацию потребует примерно столько же времени, сколько и непосредственно разработка ПО.
"Программа рассчитана на семь лет и весьма реалистична, с учетом предусмотренного объема ежегодно вводимой в эксплуатацию российской авиатранспортной техники до 2030 г. При такой постановке вопроса необходимо будет заменять полностью программное обеспечение, т.е. системы управления и связи, а также сами сервисы и даже супер-сервисы для граждан. Программа дает мощный толчок, в том числе, и для привлечения в отрасль частных инвестиций - ведь перед ИТ-игроками открываются совершенно новые перспективы, которые ранее были плотно закрыты импортными разработчиками. Данная ситуация для нас наиболее выгодная. Мы создаем программные продукты, по сути, основываясь лишь на данных, генерируемых той или иной отраслью экономики. В гражданской авиации для нас уже проведена большая подготовительная работа: мы имеем дело с высокоразвитой внутренней авиатранспортной инфраструктурой, которая еще 5 лет назад начала активно пилотировать решения по распознаванию как пассажиров, так и состава грузов, используя все богатство технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Например, Ростех (ОАК) уже давно активно сотрудничает с ИТ-компаниями и внедряет всевозможные решения в контур гражданского авиастроения. Использование центров компетенций для оперативного импортозамещения в данной отрасли - важная инициатива: многие разработки Российских НИИ могли бы использоваться как для создания open-source ПО, так и для разработки и внедрения единых цифровых стандартов для отрасли. Эта как раз та сфера, где прикладные разработчики ПО могут многое получить от науки, и наоборот", - прокомментировал Лоран Акопян.