Эксперты заявили, что игровая индустрия нуждается в определении в отдельную категорию и требует особых условий оказания государственной помощи из-за отличия от всех остальных индустрий, а также для нее необходимо разрешить принимать оплату криптовалютой, чтобы позволить развиваться на зарубежных рынках.

Ирина
Приборкина
© ComNews
22.06.2022

Такие предложения прозвучали в ходе дискуссии "Виртуальные миры, реальные проблемы: Цифровое право и кибербезопасность в контексте игровой индустрии" в рамках ПМЭФ-2022.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета Владислав Архипов отметил, что рынок компьютерных игр в России серьезно развивался последние годы и сейчас попал в непростую ситуацию, когда разработчики лишились привычной среды для разработки и столкнулись со многими проблемами. "Игры - это крайне интересный предмет для изучения, потому что именно в игровой индустрии, наряду с немногими другими, можно сказать в экспериментальном ключе, отрабатываются многие новые технологии, включая искусственный интеллект (ИИ), который игры сопровождает достаточно давно и неотделим по своей природе", - сказал он.

По словам Владислава Архипова, около 60-70% россиян играют в компьютерные игры. Он отмечает, что игры - это одна из современных форм медиа: собрали вместе кино, телевидение, литературу, хореографическое искусство и т.д. и получили совершенно новый интегративный вид медиа, в котором интерактивность играет ключевую роль. "Это некий новый вид массовой культуры, и нам его нельзя упускать из виду, потому что через игры транслируются определенные смыслы. Это инструмент молодежной политики и информационного взаимодействия", - считает он. По его словам, в отношении игр существует мало специальных норм, потому что с точки зрения права, игры - это и объект авторского права, и информация, и коммуникационный интернет-сервис в некоторых случаях, поэтому общие нормы к ним не применяются.

Председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики Ассоциации юристов России, сооснователь Moscow Digital School Александр Журавлев отметил, что не просто разработчики ушли с рынка, а ушли инвесторы. "Вероятно, государство будет брать на себя роль некоего глобального инвестора, в том числе в этот контент, потому что он стратегически важен. Если это будет происходить, то важно изменить правила и сделать чуть проще получение соответствующих субсидий и грантов на разработку проектов. Мы все понимаем, что игровым студиям, в отличие от классических ИТ-компаний, очень сложно вести бухгалтерию и отчитываться за деньги в классическом плане", - сказал он и уточнил, что также необходимо упростить процедуры получения денег на создание соответствующих игр.

Главный научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности ИГП РАН, руководитель проекта "Сохраненная культура" Виктор Наумов считает, что найти юридические, социальные и иные основания, почему игровая индустрия должна иметь упрощенный порядок государственного финансирования, в отличие от всех иных сфер, будет сложно. "Поэтому мы все понимаем, что государственные деньги - это всегда риски для бизнеса в силу разных обстоятельств. Предложил профинансировать сложный комплекс мер, которые бы позволили оказавшейся в непростых условиях российской индустрии активнее выходить на международные рынки по иным альтернативным каналам. У нас есть рынки, которые культурно нам более близки, в отличие от рынков классических. Никакие студии или крупные компании самостоятельно активно и успешно выбираться на альтернативные рынки не смогут. Это целенаправленная сложная работа. Создание коридоров и возможностей, пропаганда российских продуктов - это то, на что государство вполне могло бы успешно тратить деньги", - считает он.

Руководитель налоговой практики юридической компании "Зарцын и партнеры", руководитель центра практической юриспруденции и цифровых компетенций юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук Николай Андреев рассказал, что игровая индустрия сейчас составляет примерно $172 млрд в мире. "Для сравнения все билеты, проданные в кинотеатрах в прошлом году, составили примерно $44,5 млрд. На самом деле игровая индустрия втрое важнее, чем кинематограф, по сути", - заявил он.

Заместитель генерального директора по правовым вопросам АНО "Институт развития интернета" (ИРИ) Борис Едидин считает, что сейчас у индустрии есть шанс пойти по другому пути, в отличие от уже глубоко регулируемых сфер. "Все законодательство, которое сформировалось в отношении цифровых сервисов, создает ощущение легкой императивности, запретов со стороны государства и ограничений. В отношении игровой индустрии пока жестких правовых норм не принято. Учитывая, что российская игровая индустрия экспортоориентированная - более 80% прибыли компаний формировались за рубежом, - это наш хороший, качественный товар, для которого нужно создать регуляторные условия, позволяющие развиваться внутри и создать условия для того, чтобы тот экспортный потенциал, который сформировался, остался", - отметил он.

Руководитель налоговой практики юридической компании "Зарцын и партнеры", руководитель центра практической юриспруденции и цифровых компетенций юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук Николай Андреев считает, что даже если мы store выведем за рубеж, из-за вторичных санкций люди побоятся платить в пользу российских компаний и покупать отечественные компьютерные игры. "Здесь нужно в первую очередь не мешать людям платить не только обычными деньгами, но и криптовалютой и цифровыми финансовыми активами, которые не попадают под вторичные санкции, чего мы пока не добились. Это нам помогло бы открыть наш рынок, в том числе коллегам из Азии, и при этом не подводить их под монастырь вторичных санкций", - уверен юрист.

Борис Едидин отмечает, что рынок игр на сегодняшний день состоит из российских и зарубежных игр и разработчиков. "Большинство из зарубежных компаний игровой индустрии здесь остались, и к ним есть доступ. Я думаю, что в ближайшей перспективе мы остаемся открытым рынком и компании будут приходить. Здесь очень важно определить порядок выхода зарубежных компаний игровой индустрии на российскую аудиторию и рынок для того, чтобы льготные условия, которые создаются, действительно сработали на наши компании", - считает он. По его словам, сегодня игры - это не только разработчики, но и креативная индустрия. "Пора признать, что игры - это самостоятельная, сложная и неординарная сущность. Собраться и определить для нее специальные правила", - предложил он.

Владислав Архипов в свою очередь отметил, что игры, как и другая информационная продукция, - это часть информационного или цифрового суверенитета, если широко посмотреть, с точки зрения смысла и ценности.

Новости из связанных рубрик