Российский бизнес пойдет за рубеж с поддержкой госкомпаний
Максут Шадаев (на фото) по итогам мероприятия, отметил, что надо срочно наращивать экспорт в дружественные страны для компенсации потерь зарубежного рынка, который ушел из России. По его словам, без прямой господдержки это быстро сделать не удастся. Он выделил четыре приоритетных направления - Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Латинская Америка и Африка. "Я выделил для себя четыре блока, по которым должна выстраиваться работа. Инфраструктура финансовой поддержки экспорта, поддержки продаж, платежей и международного взаимодействия", - сказал он.
Также Максут Шадаев отметил предложение, что "цифровой атташе" должен иметь прямую финансовую мотивацию от продаж. "Мне очень понравилось это предложение и то, что бизнес должен акцептовать кандидатуру, потому что это действительно должны быть хорошие корпоративные продажники с пониманием продуктов. Понятно, что они не будут осуществлять продажи, но должны для них выстраивать инфраструктуру", - объяснил он. По его словам, то, что точно можно сделать и понятно как, - это кооперация с российскими компаниями, которые в потенциальных странах-партнерах имеют представительства, каналы продаж и реализуют проекты. "Я сейчас вижу, что крупный частный бизнес готов к кооперации с нами, а госкомпаниям я предлагаю это включить в директивы. Если они работают на территории других стран - дружественных, - то можно прямо в директивы включить им задачи по продвижению российских решений", - объяснил министр.
Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров отметил, что с февраля все изменилось, экспорт в развитые страны практически закрыт. "В это время правильно заниматься импортозамещением, но это не даст всем работы. Поэтому пора выходить на другие рынки - в развивающиеся страны. Эти страны поняли, что к ним тоже могут быть применены санкции. Теперь Россия является примером технологического суверенитета, в рамках которого строится своя политика, создаются новые независимые продукты. Россия может передать этот опыт в другие страны. Для нас в России уникальный момент, когда мы можем возглавить это движение и создать практически новый мир на новых условиях и моделях", - считает Валентин Макаров.
По словам исполнительного директора, члена совета директоров Naumen Игоря Кириченко, если мы говорим не о странах первого мира, а о развивающихся, то там может не оказаться развитых систем разделения труда, в которые мы хотим встраиваться. Для которых приспособлены технологии, которые экспортируются. "Нам все это придется строить с нуля, и чем раньше мы начнем, тем лучше", - сказал он. Также он отметил важную проблему - инфраструктуру платежей. "Пока платежи не начнут ездить, никто не начнет торговать за рубеж, имея риск не получить ни рубля здесь в России. Поэтому надо придумывать решение этого вопроса. В идеале какой-то русский банк должен прийти в страну и организовать там платежную систему. Также нужны программы поддержки для зрелого ПО, а не только для стартапов. Есть также много вопросов, связанных с локализацией, сертификацией и т.д.", - говорит Игорь Кириченко. В ходе выступления он предложил на высоком уровне договориться о программах, по аналогии со сферой туризма и образования, направленных на популяризацию российских технологий. "Вплоть до билбордов и рекламы в других странах. Информация, что российские технологии самые лучшие, - вполне понятный инструмент", - объяснил он.
Председатель совета директоров SearchInform Лев Матвеев сообщил, что его компания была готова к сложившейся геополитической ситуации, потому что и до 24 февраля работала на рынках Латинской Америки, Африки, Арабского мира и пробовала попасть на рынок Юго-Восточной Азии. "Еще до этого мы сталкивались в некоторых странах-партнерах с мнениями, что есть в мире два зла - русские и американцы, но русские меньшее из зол. С учетом текущей ситуации, этим надо пользоваться. Эти рынки открыты для нас. Надо создавать российские хабы в дружественных странах, причем не просто офисы, а call-центры, брендинг, PR и маркетинг, делать ужины с национальной кухней. Это предлагалось на бизнес-завтраке в прошлом году. К сожалению, за прошедший год ничего не поменялось. Есть движение в сторону "цифровых атташе". Хотелось бы, чтоб эти люди обладали статусом и были в ранге как минимум заместителя посла. Как показывает наш опыт в других странах, необходим уровень представителя", - предложил Лев Матвеев. Он уточнил, что идея с "цифровыми атташе" правильная, но людей необходимо мотивировать деньгами.
Генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский предложил создать постоянно действующую рабочую группу при Минцифры по поддержке экспорта. "Меры поддержки, которые существуют, - уже не работают. Большинство из них нужно менять и очень быстро, это не может происходить раз в год. Предлагаю в рабочую группу взять экспортеров с опытом. Тех, кто умеет и делает это, имеют подтвержденный объем выручки, и на постоянной основе эти вещи обсуждать в рамках группы. Может быть, подключить Минпромторг", - сказал он. Также Дмитрий Дырмовский предложил изменить программу поддержки и субсидирования, в том числе и маркетинга. "Нам нужна поддержка в других странах, чтобы помогать закрывать расходы, которые мы несем там", - уточнил он. "Экспорт ИТ - это не только финансовый поток в страну, но и огромная мотивация для разработчиков оставаться и работать в отечественных компаниях", - заключил он.