Зампред правительства Дмитрий Чернышенко рассчитывает, что 35 тыс. структур, которыми, по прогнозу, до конца 2022 г. наполнится реестр российских ИТ-компаний, представят тысячи ИТ-решений и агрессивно завоюют мировой рынок. В то же время автоматизация в некоторых отраслях уже страдает. "Русагро" признался, что в сельском хозяйстве она встала полностью, потому что аналогов роботизированных машин для отрасли в России нет.
© ComNews
17.06.2022

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко (на фото) на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022) рассказал, что, по данным, которые ему предоставляет министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, до конца года будет 35 тыс. российских компаний, аккредитованных в реестре Минцифры.

На сегодня в реестре уже около 26 тыс. компаний, что на 40% больше, чем до начала специальной военной операции на Украине.

https://www.comnews.ru/content/220500/2022-06-01/2022-w22/mincifry-narastilo-kolichestvo-it-kompaniy-40-za-tri-mesyaca

Дмитрий Чернышенко отметил, что в реестре отечественного ПО только 14 тыс. продуктов, то есть в три раза меньше, чем ИТ-компаний (в сравнении с плановыми 35 тыс. к концу 2022 г., и в два раза меньше, чем компаний, уже числящихся в реестре). "Эти 14 тыс. продуктов делает всего 4000 поставщиков, - подчеркнул зампред правительства РФ. - То есть в реестр все ломанулись за льготами, от армии, например, отсрочку получить. Но сказать, что они делают продукты, которые переиспользует рынок, - этого не наступило. Мы рассчитываем, что отрасль мобилизуется и покажет нам быстрый результат. Наш внутренний рынок недостаточен, чтобы окупить прямые вложения в разработку. С одной стороны, мы будем финансировать разработку и внедрение, с другой - мы, конечно, ожидаем, что будет очень мощный вектор выхода на экспорт - на внешние рынки. Это реальные вещи. Я уверен, что наши решения во многом конкурентны. Мы будем субсидировать разработку и внедрение продуктов - отличные условия, чтобы айтишники начали работать на внешний рынок. Мы видим, что это происходит: только в этом году из резервного фонда дополнительно выделяется 21,5 млрд руб., он идет на субсидирование процентной ставки по кредитам для ИТ-компаний и на льготную ипотеку для ИТ-специалистов. Мы видим 300%-ный рост спроса по отельным категориям ПО по отношению к прошлому году".

"Я ожидаю, Максут Игоревич, - обратился Дмитрий Чернышенко к главе Минцифры, - что те 35 тыс. компаний в реестре вывалят на наш и внешний рынок огромное количество конкурентных предложений, которые заместят собой образовавшуюся нишу".

"Окно возможностей короткое, и есть страны, которые могут конкурировать, - Китай, Индия и т.д. Так что, коллеги, спешите - а то заполниться может не тем наше окно возможностей. Работая на российский рынок, вы должны устремляться и на зарубежные", - посоветовал Дмитрий Чернышенко российским производителям.

Он отметил, что в 2021 г. темп роста российского ПО на экспорт был 20% год к году. "Сейчас эта динамика должна быть еще больше. Мы хотим видеть Россию лидером, новым игроком на рынке, который будет агрессивно завоевывать и отвоевывать позиции. Потому что функционально российские решения могут конкурировать", - сказал он.

Пока же экспорт российского ПО сокращается. Президент некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения "Руссофт" Валентин Макаров в июне сообщал, что российские компании - разработчики ПО могут недосчитаться 300 млрд руб. в 2022 г. "На это повлияли антироссийские санкции, из-за которых значительно сократится экспорт отечественного софта и услуг по его разработке", - пояснил он.

Председатель совета директоров ROS AGRO PLC Максим Басов, выступая на ПМЭФ после Дмитрия Чернышенко, рассказал, как влияют санкции на "Русагро". Он считает, что "Русагро" уже значительно автоматизирована, однако третий этап, ведущий к полной автоматизации, заморожен из-за отсутствия российских аналогов зарубежного оборудования. "У нас западные иностранные решения составляют менее 50%. Из наиболее важного, что мы не можем заместить, - это автоматизированные системы по мясопереработке. И это критическая точка, мы не знаем, что делать, если что-то произойдет. У нас самое крупное в мире внедрение SAP в области растениеводства, и мы считаем, что в нынешней ситуации нам придется переходить на российские решения. Хотя такого решения на сегодня нет. Наиболее близко находится к нему 1С. Также мы использовали китайские дроны, но сейчас уже не можем их эксплуатировать, как и европейские, с точки зрения доступа к их программному продукту. Поэтому есть большая потребность в создании собственного дрона", - рассказал он.

Максим Басов сообщил, что в области растениеводства "Русагро" считает себя лидером в мире. "Год назад мы приступили к решению третьего этапа полной автоматизации - это роботизация. Все, что мы хотели делать, было полностью построено на взаимодействии с мировыми лидерами. В России нет таких решений, и сейчас наша работа полностью встала. В ближайшее время мы хотим предложить Минцифры, кроме создания систем управления дронами и самих тяжелых дронов, проект по созданию навигационных систем типа Trimble. Эти проекты мы сами не потянем, нам надо помочь: Trimble - проект на несколько миллиардов рублей", - рассказал Максим Басов.

Новости из связанных рубрик